0
2775
Газета Образование Интернет-версия

24.01.2017 00:01:00

КАРТ-БЛАНШ. Школа профстандарта

Антон Зверев

Об авторе: Антон Олегович Зверев – кандидат педагогических наук, журналист.

Тэги: образование, школа, учитель, свобода, образовательный стандарт


образование, школа, учитель, свобода, образовательный стандарт Фото Сергей Киселев\агентство городских новостей "Москва"

В последнее время снова модными стали разговоры о свободе учителя. Той, что начинается с его досуга. Действительно, чем меньше этих бесценных часов на «праздномыслие», «задумчивую лень» (по Пушкину) ему выпадает, тем больше (по Сухомлинскому) учитель «загружен всевозможными планами, отчетами, заседаниями, тем больше опустошается его духовный мир». И, как итог, беднеет жизнь детей.

С чем тут поспоришь? Ни с чем. Другое интересно. Крылатое изречение другого классика педагогики о том, что «важнейшее условие духовного роста педагога – это свободное время учителя», было приведено намедни членом столичного штаба ОНФ, ответственным секретарем координационного совета Национальной родительской ассоциации Алексеем Гусевым. И произнес их представитель одного из самых мощных родительских союзов за миг до того, как поддержал от имени своей ассоциации очередной стандарт – на педагога.

Вот как бывает! Принимаешь стандарт (не первый и не последний в отечестве: вот-вот появится проект очередного ГОСТа – теперь для школьного директора), а в уме при этом свободный, счастливый, духовно богатый наставник детей.

Особенно радует, что разработчики на самом деле питают «трепетные чувства к передовому опыту, к свободному полету творческой фантазии преподавателя». Кто бы сомневался! «Но эти свободные полеты возможны, когда выполнена обязательная программа. Ну, как у фигуристов», – напомнили они, анонсируя свод новых вызовов для педагогов.

Несколько лет назад так было и с внедрением Федерального государственного образовательного стандарта – печально знаменитого ФГОС. И точно так же его крестные отцы ссылались на фигурное катание с его так называемой школой (обязательными фигурами на льду) и произвольной программой. Подразумевалось, что право на волю надо заслужить. Сдайте, птенцы, короткий минимум (обязательная часть стандарта), зато после оторветесь от души (на внеурочке).

Получилось? Как всегда! Стандарт внедрили, он оказался «очень пустым», по словам министра образования и науки РФ Ольги Васильевой,  а вот праздника детской мечты и полета фантазии не состоялось. Ибо все лучшие кадры и деньги съел ФГОС.

Итого. Семь лет, начиная c 2009 года, потратили на изучение затылка впереди сидящего соседа и особенностей рельефа потолка. Хорошо хоть в вузы поступили все (спасибо репетиторам). Однако на коньки так и не встали, да и льда пока боимся. Но еще не вечер. Внуки за нас откатают все программы, мало не покажется.

Как видим, формула, по которой действуют демиурги наших образовательных реформ, стара как мир и мало отличается от армейских уставов. Сначала с максимальной жесткостью потребовать, то есть ввести стандарт. А после, если выжил, отпустить бойца на волю, наградив за изворотливость ума и кротость нрава яркой корочкой. И сразу – в вуз. А там опять та же стандартная новелла – начинай сначала.

«Над чем смеетесь, к чему призываете? Кому он нужен, этот ваш свободный, не владеющий стандартным набором знаний выпускник? Выйдет на лед, пообломает себе руки-ноги – и в больницу», – скажет рассерженный читатель.

Тоже верно. Но тут, видите ли, возникает очень жесткая культурная развилка. Помните детскую сказку про лису и зайца? Просилась хитрая сперва к нему на двор, на крылечко, в избушку... А чем кончилось? Стандарт в действительности та самая лиса и есть. Входит на мягких лапках, говорит голосами любимых народных учителей, просится только на печке отлежаться до утра. Глядь, а в доме она уже полноправная хозяйка.

Но вот, пожалуй, самый сильный козырь разработчиков стандарта. Во всех уважаемых странах, говорят они, такой эталон давно принят. Не будем обо всех, возьмем географически ближайшую Финляндию.

Действительно, преподаватели показывают на соседней почве чудеса новаторства и мастерства. Но в школе (!), подчеркнем, строго в пределах ее здания и восьмичасового рабочего дня. В этих условиях отвлекаться на домашние услуги с платными учениками некогда. Так что имеет смысл сосредоточить силы на бесплатных – основных уроках. Ставка full-time-педагога за полный день с детьми равна здесь примерно 2 тыс. евро, хотя нефтяных скважин в этой на редкость чадолюбивой стране пока не обнаружено.

Именно переход на стандарт полного дня – а не на стандарт учителя, как в нашем случае, – и стал той самой исторической реформой образования номер два (первая прошла в начале 1960-х). По своему масштабу это была великая этическая революция разрыва с двойными нормами морали, бесповоротного отказа учителя от левых подработок.

Все рабочее поле наставника теперь принадлежит каждому ребенку независимо от цвета его кожи, вероисповедания, семейного достатка. «Забота на полный день» – так в Финляндии называется одна из ключевых национальных программ. А чтобы забота была продуктивной, финны отказались от РОНО как таковых и практики инспектирования школ. Вот почему к тамошним педагогам едут, как на экскурсию в музей. А у нас?

«Главный родитель» разглагольствует о неприкасаемом величии мечущегося между школой, заполнением формальных справок и домашним леваком учителя. Объявляя факира на час главной ценностью нации. Где вы такое видели? В иных странах граждане нашли бы способ урезонить горе-патриота. Настояли бы на том, чтобы ассоциация квазиродителей сменила табличку на более адекватную. Типа такой, скажем: «Родители за свободу репетиторских услуг».

И последняя новость, но хорошая. Первую школу полного дня основал, оказывается, еще в 1955 году наш с вами замечательный земляк профессор Эдуард Костяшкин. С его легкой руки эта модель XXI века перекочевала из Первопрестольной в Хельсинки, а сегодня на глазах становится образовательным евростандартом. Так что и Василий Сухомлинский строил свою школу гармонии, сверяясь уже с гениальным чертежом и новаторской практикой Костяшкина.

Вот, стало быть, каков он, наш вечнозеленый, несгибаемый стандарт: придумываем сами, а реализуют – в Хельсинки. На том стоим. Все, что имеем, чем гордимся и по праву дорожим, все самое лучшее – детям. Финским. А своим – очередной тотально-принудительный стандарт. А также их учителям. Еще бы, ведь они готовят наше будущее.



Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
346
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
386
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
556
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
472

Другие новости