Анализ данных теста PISA (Programme for International Student Assessment) не отражает всего багажа знаний школьников по одному из основных предметов – математике. Это выяснили ученые из НИУ «Высшая школа экономики» (Россия), Стэнфордского университета (США) и Мичиганского университета (США). Мониторинг оценки качества образования PISA, который ОЭСР проводит с 2000 года, считается одним из самых авторитетных. Однако он не учитывает данные об учителях и «образовательной истории» подростков. PISA позволяет сделать одномоментный срез знаний и не в полной мере учитывает предыдущие оценки школьника и условия обучения: культурный уровень и успеваемость всего класса, образование родителей, профессиональные характеристики учителя. Ученые показали на примере тестов по математике, что учет этих дополнительных факторов существенно меняет выводы из результатов мониторинга. На образовательные достижения школьника влияет культурный уровень его семьи. Кроме того, в классах с более высоким средним культурным уровнем чаще преподают наиболее квалифицированные учителя, которые дают учащимся больше задач по формальной математике. В ходе исследования ученые также выяснили, что учителя с математическим непедагогическим образованием преподают лучше и помогают расти баллам старшеклассников. Итак, с тестом PISA все-таки лучше справляются учащиеся, успешно осваивающие именно формальную математику.
По информации пресс-службы НИУ ВШЭ