0
5507
Газета Образование Интернет-версия

18.10.2016 00:01:00

Между казармой и сотрудничеством

Антон Зверев

Об авторе: Антон Олегович Зверев – кандидат педагогических наук, журналист.

Тэги: школа, педагогика, ученик, учитель, сотрудничество, образование, реформы, александр тубельский


школа, педагогика, ученик, учитель, сотрудничество, образование, реформы, александр  тубельский Жизнь современной школы уже немыслима без сотрудничества ученика и учителя. Фото PhotoXPress.ru

В 1987 году 100-тысячным тиражом из печати вышла книга Симона Соловейчика «Педагогика для всех», которой прочили участь бестселлера. Однако настоящей педагогикой для всех станет, словно бы по иронии судьбы, совсем другое сочинение – созданный за неделю в подмосковном Переделкине тем же пером и изданный миллионным тиражом «Учительской газеты» легендарный манифест учителей-новаторов «Педагогика сотрудничества» (октябрь 1986 года).

Действительно, жизнь вне сотрудничества немыслима. Если же говорить о школе, о сотрудничестве в школе, то последняя всегда была и остается, как это ни горько, институтом принуждения, насилия над личностью и, следовательно, территорией взаимного отчуждения людей. «Учитель и ученик не сотрудничают, а противостоят друг другу в классе», – писали авторы концепции общего среднего образования ВНИК «Школа» (1988). И это, безусловно, так. Любой специалист по юриспруденции вам подтвердит, что основные игроки на поле педагогики это, на языке законодательства, тот же начальник (подданный государства) и приставленный к нему юридически неправомочный холоп, а не свободные сограждане и уж определенно не сотрудники. Как быть?

Ответ парадоксален, но единственен – наладить подлинное плодотворное сотрудничество в классе… между принуждаемым и принуждающим. Но легитимное, чтобы права сотрудников охранял закон. В противном случае (а мы как раз в нем, именно в этом «противном случае», сегодня и живем) школа неумолимо тянет за собой все общество в казарму, в камеру сколь угодно длительного хранения и безнаказанной стандартизации всего живого, мыслящего, непокорного и уникального.

Несколько лет тому назад в публичной лекции один из академиков Российской академии образования страстно доказывал: сотрудничество в классе не имеет ничего общего с вульгарным действием по типу «услуга за услугу», «дашь на дашь», «ты мне, я тебе» и прочее. Это ни в коем случае не сделка, не примитивный обмен чем-то сиюминутно полезным, персонально выгодным и индивидуально ценным. Это действие как таковое, диалог сам по себе, исключительно альтруистичный, отрешенный от всего мирского, приземленного и плоского.

Допустим: видимой выгоды (а стало быть, и смысла) от сотрудничества в школе никакой, оно представляет собой, по существу, дистиллированное человеколюбие, акт самоотрицающего героизма юной личности, почему-то приносящей себя, свое право на самоопределение, прописанное в профильном законе, на алтарь отечества. Пусть так. И все равно некуда деть вопрос: зачем тогда без устали они общаются друг с другом и с учителем, с настольной книгой и любимым ноутбуком? Только ли чтобы осуществить право на образование, все более похожее в реальности на нечто прямо противоположное, судя по тяжести последствий?

Всякая человеческая деятельность подчинена конечной цели – тесту достижения (учит нас логика). В чем же он состоит, тест достижения ученика? Целью любой минуты жизни, реплики, поворота головы и шевеления (а стало быть, и сотрудничества) ребенка на уроке является получение положительной отметки, сумма которых воплощается в итоговом документе, отражающем успехи его обладателя. Вот она, юридическая цель, приводящая ребенка на урок: сперва оценка, а позднее аттестат. Неужели академик РАО ее ненароком не приметил?

Общество проверяет «качество» своих детей и школы по оценкам в дневниках. Из-за плохих оценок наши дети порой сводят (в жаркие дни июньских стрессов) счеты с жизнью и с учителями, возмущенные отцы идут войной на сыновей, школьные министры (не у нас, пока только на Западе) с позором покидают свои кресла. Фетиш оценки и сводит этот школьный мир с ума.

«Торгу нет места в школьном храме!» – повторяют видные политики и седовласые научные светила. А на самом деле?

Торгу на самом деле нет конца. Но акт купли-продажи налицо: школа в качестве залога за известный документ, по сути, покупает манекенную послушность ученика. Общество в благодарность за наполовину лживую бумажку платит образованию «натурой» – безупречно неподвижным административно-кабинетным детством собственных детей. А по сути, маленьких рабов.

Точка манипуляции – здесь. Общество в счастливом неведении полагает, что альтернативы односторонней авторитарной учительской оценке нет в природе. Ну, а на самом деле?

Есть альтернатива. Это «рыночная», студийно-клубная оценка детворой успешности учителя. Это, например, эксперимент «Парк открытых студий» – новое постшкольное пространство, созданное коллективом под руководством выдающегося реформатора образования Александра Наумовича Тубельского (1940–2007). Именно этот человек вместе с командой преданных единомышленников впервые «открыл» учителей и учеников (пяти-, семи- и девятиклассников) для взаимной оценки, то есть для голосования поступками, голосами и ногами тех, кого все манифесты мира объявляют «центральной фигурой образования».

Обычная государственная школа открыла у себя 30 самых разных студий, от кулинарной до чертежной. Плюс по классическим школьным предметам. Детям предложено выбрать студии по душе – создать свой «паркинг». Обсуждая с тьютором самостоятельно составленное расписание, школьник учится обосновывать свои решения, прогнозировать результаты. То же и на занятиях: выбирая задание (тему), рабочее место, партнера по проекту, ученик становится активным соавтором студийного процесса.

Итоги подводятся на общих сборах раз в полмесяца. Другой вариант – «игра в слонов», когда ученики расплачиваются с мастерами за оказанные им услуги «слониками» – самодельными деньгами. Сумму оплаты и прирост личных знаний определяют сами покупатели услуг – ученики. Это позволяет им лишний раз задуматься над эффективностью своей работы в парке.

Стоп, а куда девались старые привычные оценки? Но ведь не все же выбрали «парк». Многие остались в классе. Да и те, кто «вышел в парк», всегда могут вернуться в класс, где действует обычная пятибалльная оценка.

В этом и достижение: если обычная оценка (сверху вниз) строит безропотного исполнителя, приобретателя, то встречная студийная оценка (снизу вверх) – никого не строит вообще. Ибо она и есть сам человек, его самооценка и свободный выбор своей педагогики сотрудничества и своего собственного персонального сотрудника в школьном расписании.

Рыцари классно-урочной процедуры полагают всю свою энергию на то, чтобы очистить эталон от примесей – то есть чистоту идей Яна Коменского от всяческих зловредных элементов рынка. Но на практике решить эту задачу можно, лишь подавив в зародыше саму идею о сотрудничестве взрослых и детей.

Эксперимент Тубельского доказывает, что наверняка пресечь все покушения «черного рынка» на священную классно-урочную систему можно лишь одним путем – противопоставив ему белый, настежь распахнутый рынок открытых парк-классов, парк-студий и парк-мастерских.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Западный бизнес вернется в Россию по тяжелому пути

Западный бизнес вернется в Россию по тяжелому пути

Ольга Соловьева

Отечественным чиновникам предстоит выбирать между интересами производителей и потребителей

0
634
В Коми к выборам применили жесткий бизнес-подход

В Коми к выборам применили жесткий бизнес-подход

Иван Родин

Врио главы республики сокращает расходы админресурса на тройную кампанию

0
455
США отдают Китаю лидерство в климатической повестке

США отдают Китаю лидерство в климатической повестке

Михаил Сергеев

Российский бизнес требует пересмотра участия РФ в Парижском соглашении

0
564
Затраты на защитников по назначению государство считает издержками граждан

Затраты на защитников по назначению государство считает издержками граждан

Екатерина Трифонова

Конституционный суд опять напомнил, что после обвинительного приговора бесплатные адвокаты исчезают

0
581

Другие новости