Сергей Волков выступает за открытое расследование обвинений в адрес своих коллег. Фото со страницы Сергея Волкова в Facebook
О том, что произошло в московской школе № 57, активно обсуждается всю последнюю неделю. Еще бы! Элитная школа, с отменной репутацией, и вдруг – секс-скандал. Департамент образования столицы опроверг информацию об увольнении директора школы № 57 Сергея Менделевича.
Как бы ни хотели особо заинтересованные лица разрешить ситуацию келейно, теперь вряд ли это получится. В дело вмешались Следственный комитет РФ и прокуратура. Тем самым правовая сторона вопроса будет в ближайшее время решена. Что касается этической... Разгребать эти завалы придется еще долго. Не всем это хочется, но придется.
Директор школы Сергей Менделевич хотел покинуть свой корабль. Но департамент образования города Москвы, похоже, не поддержал его в этом решении. Что пока абсолютно точно, из школы ушли несколько известных учителей, которые посчитали невозможным для себя разделить точку зрения «молчащего большинства», желающего замять скандал. Среди этой небольшой группы – член Общественной палаты и, пожалуй, самый популярный российский учитель – Сергей Волков.
А начинался скандал с флешмоба. Проходила акция накануне 1 сентября на тему, которую можно было бы определить как что-то вроде «не могу молчать». И выплеснул этот флешмоб на просторы Сети немало откровений выпускников разных лет, но всех превзошел пост журналистки Екатерины Кронгауз. Она написала об учителе, который на протяжении 15 лет «крутил романы с девочками-школьницами».
Кронгауз не назвала фамилию педагога. Зато это сделала другая бывшая ученица – Надя Плунгян. И в Сети всплыло имя учителя истории Бориса Меерсона. В ходе обсуждения темы в Facebook появились и другие факты, и уже с другими учителями данной школы.
Директор школы № 57 Сергей Менделевич призвал всех заинтересованных в публичном расследовании к сотрудничеству. «События нужно изучить и с этической точки зрения, – написал он в открытом письме, размещенном на сайте школы. – Для прозрачного и открытого обсуждения я хотел бы сформировать специальный общественный совет, который поможет нам во всем разобраться. Надеюсь, в него войдут выпускники, учителя, родители». Но вместе с призывами к открытости последовали от директора и мягкие наказы «постующим» действовать с умом, чтобы не разрушить лучшую в мире школу.
Все, что происходило дальше и происходит еще сегодня, можно назвать «мягким безумием» сетевых пользователей. Учитель Сергей Волков, который подробно рассказывает в Facebook о том, как школа пережила эти дни, приводит слова теперь экс-заместителя директора школы Екатерины Вишневецкой: «Екатерина Владимировна рассказала нам трогательные подробности своей биографии, о том, как сама в свое время была любовницей учителя и о своем романе с СЛ в 57-й. Видимо, для того, чтобы подвести итог – я грешница…»
«Растлители – не простые растлители, они – талантливые люди», – защищают учителей представители «мужского братства». «Если в 57-й школе не станет тех, кто ее создавал, развивал и поддерживал, то школа довольно быстро может начать свою деградацию, – пишет, например, один из авторов комментариев в Сети. – И превратится в заурядную школу, но с безупречными в моральном плане руководителями и учителями. Если, конечно, не считать аморальным плохое обучение. В 1917–1920 годах Россию возглавили новые руководители и более 70 лет ею руководили… Что стало со страной, известно многим. До сих пор расхлебываем».
Даже чудесная девушка, которая мне по телефону рассказывает о скандале, напоминает, что «девушки и сами могли соблазнить преподавателя», «он же все-таки настоящий мужчина». «И там же пишут всего лишь о невинных романах», – увещевает меня она.
Увы, речь идет уже не о романах. Бориса Меерсона обвиняют именно в сексуальных контактах. На страничке Сергея Волкова сделала такое признание другая ученица Меерсона. И уже понятно, что этот снежный ком откровений теперь не остановить. Вчерашние дети хотят знать правду. И вряд ли им что-то или кто-то помешает. Да, вот такой жесткий экзамен школе, который, разумеется, она должна все-таки выдержать. Причем в условиях открытого диалога с обществом.
Это, кстати, и первый экзамен для руководства Министерства образования и науки РФ, голоса которого мы так пока и не услышали. И для детского омбудсмена. Сколько же можно приходить в себя?