Фото пресс-службы Министерства образования и науки РФ
Через 10 дней после назначения на пост министра образования и науки РФ Ольга Васильева выступила в Москве на Всероссийском родительском собрании. Это традиционное мероприятие накануне нового учебного года фактически стало трибуной, с которой новый министр в более или менее развернутой форме представила свое видение положения дел в системе школьного образования в России.
Как раз к началу Всероссийского родительского собрания исследовательский холдинг «Ромир» опубликовал результаты своего августовского исследования. (Опрос проводился среди 1500 человек в городах различных типов и в сельской местности во всех федеральных округах страны.) Сравнивая качество современного школьного образования с советским, практически половина (47%) россиян в целом отметила, что новая система обучения уступает прежней, советской, сообщили социологи. Неизменным качество образования считают 22% опрошенных, лишь 15% видят улучшение ситуации. Еще один символичный результат исследования: большинство (92%) родителей российских школьников поддерживают введение формы в учебных заведениях.
Все это свидетельствует о некотором консервативном настроении граждан в отношении проводимой вот уже более 15 лет реформы школьного образования в РФ. Судя по всему, в этом же тренде находятся и представления министра Ольги Васильевой относительно той области, которой ей доверили руководить. «Чтобы не было дальше страшно, образование – это та сфера, где должно быть поступательное движение, – подчеркнула Ольга Васильева. – Я несколько раз говорила, что мы должны посмотреть, оценить то, что было, взять лучшее, что есть, и двигаться вперед. С этой точки зрения страхи, наверное, напрасны». Все «лучшее», судя по всему, выглядит так.
Новый министр образования и науки заявила, что школы не могут требовать от родителей покупки рабочих тетрадей, если они являются обязательными для учебы. Это уже новация. Раньше говорилось только о том, что учебниками и учебными пособиями должны быть обеспечены все ученики школ за счет бюджета – требования купить учебники основной программы недопустимы.
Также Васильева считает, что в школах нужно усилить программы общественного труда. Она добавила, что трудолюбие должно воспитываться с малых лет, и специального разрешения, чтобы воспитывать это качество в школах, не требуется: «Нам никто не запрещает заниматься этим уже сейчас».
Глава Минобрнауки призвала региональные власти обеспечить бесплатное питание для школьников из социально незащищенных семей. Предложила ввести в школах уроки ритмики: «Может, это будут какие-то па, если хотите. Хорошо двигаться – это осанка, здоровый позвоночник, движения под музыку – это здоровье». Заявила, что школы будут постепенно переходить с шестидневной на пятидневную учебную неделю. Министр предлагает отвлекать детей от Интернета спортом, музыкой и техническим творчеством. Наконец, Васильева подтвердила свое отношение к ЕГЭ: «Я категорически против натаскивания на ЕГЭ в послеурочное время – официально в рамках школы. «Натаскать» – глагол неуместный».
Но, возможно, принципиально важный посыл Ольги Васильевой заключается в другом. Глава Минобрнауки РФ считает, что говорить об учителях как о людях, которые оказывают образовательные услуги, некорректно. «Услуг не может быть в образовании, это не образовательные услуги. Мы не оказываем услуги, мы воспитываем и обучаем будущее поколение страны». Если Васильева сумеет реализовать данный подход на практике, то это будет означать действительно возвращение к исходному пункту, с которого 15 лет назад началось так называемое реформирование школьного образования.