Гаджеты отнимают время активной жизни молодых незаметно и неумолимо. Фото PhotoXPress.ru
В последнее время ведется очень много дискуссий на тему, какой будет школа в недалеком будущем. Многие специалисты считают, что интернет-технологии изменят ее облик самым существенным образом. И не факт, что в лучшую сторону. Недавно газета Gardian опубликовала исследования, где названы подводные камни увлечения технологиями.
Исследователи захотели узнать, как учителя и школьники используют гаджеты на уроках. Также ими были рассмотрены будущие проблемы цифровых инструментов в сфере образования. Как показали опросы школьников, сообщает Gardian, к 2020 году все занятия будут содержать онлайн-ресурсы. А через пять лет школы полностью перейдут на электронные носители. Большая часть уроков будет проходить посредством Интернета и в виде игр и приложений.
Gardian сообщает, что масштабы использования интернет-ресурсов в школе, действительно, значительно выросли. И в среде преподавателей существенней даже, чем в среде школьников. И в то же время исследования показали: негативный эффект от отвлечения на электронные устройства перевешивает пользу от возможности делать заметки и искать дополнительную информацию во время лекций. Что интересно, опросы проводились как среди студентов старших курсов вузов, так и среди курсантов Военной академии сухопутных войск США в Вест-Пойнте. И оказалось, что даже у последних оценки за экзамены по окончании целого курса экономики были ниже в тех группах опрашиваемых, где было разрешено пользоваться цифровыми устройствами. А вот исследование, опубликованное в прошлом году Лондонской школой экономики, показало, что запрет на использование мобильных телефонов во время занятий влияет на школьников по-разному, в зависимости от их способностей. Он улучшает результаты школьников с низкой успеваемостью, но не оказывает значительного влияния на более успешных учеников.
Но не только здесь кроется опасность использования гаджетов школьниками. На днях СМИ Татарстана сообщили, что объем некоего микровенчурного фонда составляет 1 млн руб. В новости нет ничего особенного, если не обратить внимание на то, что основателем фонда является ученик елабужской школы и деньги фонда идут на поддержку школьных стартапов. И что еще удивительней, случай уже не единичный. Обучение предпринимательству – новый тренд школьной жизни. Зарабатывать в Интернете становится не просто легко, но и интересно. Среди проектов школьников – мобильные приложения, интернет-магазины, игры для смартфонов, социальные сети, геолокационные сервисы, фитнес-трекеры и т.д.
И получается, что в то время как социологи и психологи размышляют над тем, меняет ли Интернет формат урока, появляется абсолютно новая реальность – ученик даже не с карманными деньгами, а с солидной денежной массой. Кстати, задумаемся - а нужна ли такому ученику традиционная школа? И каким должен быть урок для таких детей?
Недавно правнучка Дмитрия Лихачева Вера Курбатова провела встречу в Клубе экспертов. Речь там шла о том, как выстроить образование ребенка, на что обращать внимание и кому доверять. И специалисты сошлись во мнении, что, выбирая школу, родители выбирают образ жизни для своего ребенка. Это раньше школы выбирали по советам друзей, по территориальному признаку, по наличию углубленного английского и т.д. Сегодня так уже почти не выбирают. Выбирают, будем честными, разные образы жизни, в том числе с технологиями или без.
Ведь это только кажется, что электронные носители особо не меняют жизнь школы. Меняют, да еще как. Например, электронное чтение – совсем другой вид чтения, требующий от читателя совершенно иных навыков. Люди не просто читают электронные книги, но еще и имеют обратную связь с организаторами ресурсов, где размещены тексты. Сочинение, написанное на бумаге и на электронном носителе, – это тоже разный вид жанра. Когда школьник пишет сочинение на компьютере, считает академик Российской академии образования Людмила Вербицкая, он имеет возможность многократного исправления текста. Он может переставлять куски текста местами. Это иной вид деятельности, нежели написание привычного школьного сочинения на бумаге. И требует развития других навыков.