0
4027
Газета Образование Интернет-версия

12.01.2016 00:01:00

Отдать в кружок, чтоб не болтался на улице

Тэги: школа, профессия, дополнительное образование


школа, профессия, дополнительное образование Молодежь тяготеет к паркуру, а ей советуют идти в секции гимнастики. Фото РИА Новости

Новый 2016 год начался с новых поручений президента правительству, связанных с российской школой. Правительству предлагается разработать целый комплекс мер, направленных на создание условий для развития и самореализации детей в процессе воспитания и обучения в общеобразовательных организациях. Кружковую деятельность предложено каким-то образом связать с будущей профессией. Предлагается разработать меры по формированию культурно-образовательной среды и максимально использовать имеющуюся материально-техническую базу различных организаций.

Тема, что называется, действительно назрела. Сегодня уже нельзя сказать, что система дополнительного образования – это все та же стихия, что была лет 10–20 назад. Но она все еще не продумана до конца, чтобы потребитель понимал, что в ней происходит. В 2012 году вышел Закон «Об образовании в Российской Федерации», который внес в эту сферу хоть некую упорядоченность. Он разделил программы в области дополнительного образования школьников на предпрофессиональные (в области спорта и искусства) и развивающие. Это позволило семьям хоть как-то ориентироваться в том, что им предлагают.

И уже опрос родителей, проведенный Высшей школой экономики (НИУ) два года спустя после принятия закона, показал, что родители, дети которых посещают кружки, в большинстве своем одобряют их деятельность. Это, конечно, не означает, что кружкам некуда больше совершенствоваться. Просто задачи у разных родителей разные. Например, треть мам и пап, судя по опросам НИУ, хотели бы, чтобы дети развивались интеллектуально, около трети – «чтобы не болтались без дела», чуть больше трети – чтобы развивались эстетически.

Реализация интересов ребенка волнует, как ни странно, не всех родителей. Самая большая доля взрослых, озабоченных этим фактом, – это родители с высшим образованием. Но, например, люди с начальным профессиональным образованием рады уже тому, что их дети просто не болтаются без дела.

Чтобы кружок развил способности ребенка, необходимые для будущей профессии, – этим озабочены в большей степени жители некрупных поселений, поселков городского типа. Вообще там, где выше безработица, люди больше думают о том, чтобы ребенок не просто посещал кружок, но и пробовал себя в будущей профессии.

Так что, собственно, хочет получить государство от дополнительного образования? Судя по заявлениям президента, идет работа по возвращению дополнительного образования в лоно государственной заботы. И, судя по всему, предлагается еще шире использовать возможности государства при этом. 

Как считает аналитик Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ Борис Куприянов, существует стремление перейти от размытости допобразования к нормированию. Кстати, согласно его делению, сегодня у нас имеются две формы работы со школьниками дополнительно: клубы по интересам и школы (художественная, музыкальная, спортивная секция и т.д.). Вторые, по мнению эксперта, отличаются стремлением получить результат. В первых – царит либеральная обстановка, во вторых – жесткая дисциплина и четкие цели. (Выступление Куприянова прозвучало на Всероссийской научно-практической конференции «Обеспечение доступности и разнообразия программ дополнительного образования детей в условиях перехода на финансовое обеспечение реализации образовательных услуг», где были приведены модели сотрудничества государства и частных организаций.)

Есть здесь и еще одно весомое отличие. Как известно, клубная работа – это скорее родительская работа «снизу». Школы и секции – остатки той самой системы, что существовала еще во времена СССР. Какую из систем будет поддерживать государство финансово – в этом-то и заложен подтекст сегодняшнего послания властей народу.

Понятно, что государство скорее всего возьмет на себя финансирование того дополнительного образования, которое нацелено на конкретный результат. Но дополнительное образование очень чувствительно к запросу аудитории – родительским ожиданиям и к неформальным практикам, связанным с трендами молодежной субкультуры, считает Куприянов. Именно эти два фактора подстегивают эволюцию этой системы в целом. 

На уже названной конференции профессор ВШЭ Татьяна Абанкина привела такой пример. В Азнакаевском муниципальном районе Республики Татарстан провели опрос населения, позволяющий сопоставить спрос и предложение в области дополнительного образования детей. И оказалось,  что предложение спортивных секций превышает спрос в два раза, тогда как некоторых кружков, которые хотят видеть у себя жители, нет и в помине. Есть, что называется, над чем задуматься.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1797
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3778
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2831
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2309

Другие новости