Молодежь тяготеет к паркуру, а ей советуют идти в секции гимнастики. Фото РИА Новости
Новый 2016 год начался с новых поручений президента правительству, связанных с российской школой. Правительству предлагается разработать целый комплекс мер, направленных на создание условий для развития и самореализации детей в процессе воспитания и обучения в общеобразовательных организациях. Кружковую деятельность предложено каким-то образом связать с будущей профессией. Предлагается разработать меры по формированию культурно-образовательной среды и максимально использовать имеющуюся материально-техническую базу различных организаций.
Тема, что называется, действительно назрела. Сегодня уже нельзя сказать, что система дополнительного образования – это все та же стихия, что была лет 10–20 назад. Но она все еще не продумана до конца, чтобы потребитель понимал, что в ней происходит. В 2012 году вышел Закон «Об образовании в Российской Федерации», который внес в эту сферу хоть некую упорядоченность. Он разделил программы в области дополнительного образования школьников на предпрофессиональные (в области спорта и искусства) и развивающие. Это позволило семьям хоть как-то ориентироваться в том, что им предлагают.
И уже опрос родителей, проведенный Высшей школой экономики (НИУ) два года спустя после принятия закона, показал, что родители, дети которых посещают кружки, в большинстве своем одобряют их деятельность. Это, конечно, не означает, что кружкам некуда больше совершенствоваться. Просто задачи у разных родителей разные. Например, треть мам и пап, судя по опросам НИУ, хотели бы, чтобы дети развивались интеллектуально, около трети – «чтобы не болтались без дела», чуть больше трети – чтобы развивались эстетически.
Реализация интересов ребенка волнует, как ни странно, не всех родителей. Самая большая доля взрослых, озабоченных этим фактом, – это родители с высшим образованием. Но, например, люди с начальным профессиональным образованием рады уже тому, что их дети просто не болтаются без дела.
Чтобы кружок развил способности ребенка, необходимые для будущей профессии, – этим озабочены в большей степени жители некрупных поселений, поселков городского типа. Вообще там, где выше безработица, люди больше думают о том, чтобы ребенок не просто посещал кружок, но и пробовал себя в будущей профессии.
Так что, собственно, хочет получить государство от дополнительного образования? Судя по заявлениям президента, идет работа по возвращению дополнительного образования в лоно государственной заботы. И, судя по всему, предлагается еще шире использовать возможности государства при этом.
Как считает аналитик Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ Борис Куприянов, существует стремление перейти от размытости допобразования к нормированию. Кстати, согласно его делению, сегодня у нас имеются две формы работы со школьниками дополнительно: клубы по интересам и школы (художественная, музыкальная, спортивная секция и т.д.). Вторые, по мнению эксперта, отличаются стремлением получить результат. В первых – царит либеральная обстановка, во вторых – жесткая дисциплина и четкие цели. (Выступление Куприянова прозвучало на Всероссийской научно-практической конференции «Обеспечение доступности и разнообразия программ дополнительного образования детей в условиях перехода на финансовое обеспечение реализации образовательных услуг», где были приведены модели сотрудничества государства и частных организаций.)
Есть здесь и еще одно весомое отличие. Как известно, клубная работа – это скорее родительская работа «снизу». Школы и секции – остатки той самой системы, что существовала еще во времена СССР. Какую из систем будет поддерживать государство финансово – в этом-то и заложен подтекст сегодняшнего послания властей народу.
Понятно, что государство скорее всего возьмет на себя финансирование того дополнительного образования, которое нацелено на конкретный результат. Но дополнительное образование очень чувствительно к запросу аудитории – родительским ожиданиям и к неформальным практикам, связанным с трендами молодежной субкультуры, считает Куприянов. Именно эти два фактора подстегивают эволюцию этой системы в целом.
На уже названной конференции профессор ВШЭ Татьяна Абанкина привела такой пример. В Азнакаевском муниципальном районе Республики Татарстан провели опрос населения, позволяющий сопоставить спрос и предложение в области дополнительного образования детей. И оказалось, что предложение спортивных секций превышает спрос в два раза, тогда как некоторых кружков, которые хотят видеть у себя жители, нет и в помине. Есть, что называется, над чем задуматься.