Дмитрий Ливанов не убедил Валентину Матвиенко в благополучии дел в образовании. Фото с сайта www.минобрнауки.рф
На недавнем правительственном часе в Совете Федерации министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов представил очередной отчет о делах своего ведомства. Почему-то ни форма подачи информации, ни обилие цифр, ни состояние дел в отрасли не устроили в полной мере требовательных сенаторов.
Неожиданный сюрприз министру Дмитрию Ливанову преподнесла глава Совета Федерации Федерального собрания РФ Валентина Матвиенко. После его доклада она предложила Дмитрию Ливанову разгадать загадку из учебника первого класса по предмету «Окружающий мир». Задание звучало так: «Четыре дырки, две растопырки, седьмой вертун». Министр Ливанов не рискнул предложить свою версию разгадки. Но предположил, что у детей с их образным мышлением дела с разгадыванием обстоят куда лучше. Валентина Матвиенко не стала томить парламентариев и министра и объяснив, что речь идет о корове, поделилась своими сомнениями. Валентину Матвиенко явно озадачила «стилистика загадки». «Как будто гастарбайтер какой-то писал…» – сказала глава Совета Федерации. Министр поблагодарил разочарованную Валентину Матвиенко за ее замечание и проследовал на место.
На самом деле, как оказалось, сочинитель этого устного творчества – народ, а саму поговорку легко найти, обратившись к словарю Даля. Там дается объяснение, что перечисленными достоинствами обладает, кстати, не только корова, но и собака. Так что обвинение с издательств можно снять. Но судя по реакции начальников, с Далем, Ожеговым и прочими авторами надо сегодня обходиться крайне внимательно. Мин замедленного действия в их текстах еще немало. Не дай бог, напечатают поговорку про осла «Родился – не крестился, умер – не спасся, а Христа носил». И ситуация окажется еще драматичнее.
Еще Дмитрий Ливанов не убедил сенаторов, напомнив присутствующим, что зарплата педагогов неуклонно растет. Увы, министру не поверили и педагоги. Экспертный сайт Pedsovet. Org в лице своих постоянных участников-педагогов выразил свое «фе» министру. Они же поделились и уловками малых начальников. Зарплата, согласно мнению педагогов, на самом-то деле уменьшается за счет стимулирующей части зарплаты, в которой, согласно новой тарификации, любые изменения допустимы.
Валентину Матвиенко, кстати, тоже не убедил отчет министра. Она напомнила ему, что при мониторинге Министерство образования «не должно ориентироваться на среднюю температуру по больнице». «Вот такие бравые отчеты о том, что в таком-то регионе довели зарплату до средней по экономике, – сказал главный спикер совещания, – а если посмотреть структуру зарплаты отдельных учителей, то там ситуация иная. И даже произошло снижение зарплаты».
По мнению Валентины Матвиенко, параллельно с темой кадров встает вопрос: процент выпускников педагогических университетов, которые идут работать в школу. По данным спикера, это от 8 до 15%, а остальные обучающиеся за госбюджет уходят в другие сферы – в бизнес, торговлю и т.д. «Сегодня многие региональные парламенты отправляют письма в Совет Федерации и говорят: «Ну доколе?! – эмоционально заметила глава Совета Федерации. – Каждый человек вправе получать образование, но не работать за счет государства. Для этого у нас есть платное обучение. В корректной форме, не нарушая демократических принципов, надо принимать решение, а не просто год из года готовить в педагогических университетах кадры неизвестно куда, а в школах острейший дефицит учителей-предметников».
А в ответ на цифры о компьютеризации школ Валентина Матвиенко не менее эмоционально заметила: «Да, компьютеризация хорошо… но когда я пришла в школу, я увидела парты 50-х годов, которые детям не подходят, учителя за свои деньги красят их краской, полы проваливаются, окна вываливаются. И такая картина во многих регионах… Не надо заглаживать и сглаживать проблемы, надо в конце концов решить их».
Еще одну из злободневных тем озвучил представитель от Владимирской области Антон Беляков. «Последнее время в целях экономии в ряде высших учебных заведений пошли по пути сокращения преподавательских кадров, причем появился тренд, который, по словам руководителей вузов, появился после консультаций с Минобрнауки, – задал вопрос депутат Беляков. – В частности, тренд сокращения преподавателей, совмещающих свою трудовую деятельность. Не могли бы вы прокомментировать и разделяете ли вы эту точку зрения? Вот этих совместителей сокращают, в то время как Оксфорд и Гарвард приглашают бывших президентов как совместителей, чтобы те прочитали лекции…»
Дмитрий Ливанов объяснил ситуацию, возникшую я ряде московских вузов (и силами самих же вузов ее погасившую), что действительно проблема есть. Вызвана она сокращением контингента студентов. Выпуск из 11 классов сейчас в два раза меньше, чем был в 2010 году. И в некоторых высших школах возникает необходимость сокращения числа преподавателей. Только вот должны это быть именно преподаватели-совместители, министр не уверен, он полагает, что сильные преподаватели должны остаться в институтах.