Пока в артековских классах идут обыкновенные уроки, но скоро все изменится. Фото с сайта www.artek.org
Создание на базе Международного детского центра «Артек» инновационной экспериментальной площадки и методического центра для системы дополнительного образования является одним из пунктов государственной программы развития образования на 2013–2020 годы. С этого года на базе лагеря проходит апробация так называемой сетевой модели обучения.
Такая методика предполагает вовлечение учащихся в активную познавательную деятельность с последующим объяснением изученного сверстникам. «В основу обучения у нас положены децентрализованная учебная деятельность и взаимное обучение, – объяснил обозревателю «НГ» тонкости образовательного процесса замдиректора артековской школы Юрий Ээльмаа. Весь этот набор не совсем понятных для неспециалистов терминов проще объяснить на примерах. По словам директора школы Натальи Царьковой, в классах дети будут проводить не более четырех-пяти часов. Остальное время они проведут в музеях и студиях, на экскурсиях и мастер-классах. Например, урок по сказкам Пушкина сам бог велел провести под тем самым дубом из Лукоморья, который прячется в Гурзуфском парке, возле той самой усадьбы, где юный Пушкин гостил вместе с Раевскими в доме де Ришелье. Конечно, сама история Крыма располагает к таким урокам «на пленэре». Исторические раскопки ведутся учеными практически по всему Крыму. А в самом ближнем к «Артеку» Гурзуфе на домах висят таблички с именами знаменитых деятелей культуры. Здесь бывали и даже жили какое-то время Шаляпин, Маяковский, Горький, Коровин и др. Одним словом, модель не предполагает проведение урока в традиционном понимании этого слова. А будут скорее всего уроки-конференции, уроки-экскурсии, уроки – работа над совместным проектом и т.д.
Смена в «Артеке» хоть и круглогодичная, но длится всего 21 день. С одной стороны, совсем даже не опасно для школьника, если он отстанет немного от школьной программы. В основном ведь сюда будут приезжать отличники – дети, мотивированные на учебу. Они быстро наверстают школьную программу. Поэтому экспериментировать лагерные учителя могут совершенно спокойно. С другой стороны, такой срок не помогает отработать всю модель. В ответ мы услышали, что связь с бывшими артековцами не прекратится и после их отъезда. Открытые образовательные ресурсы центра позволяют использовать виртуальную площадку для дальнейших контактов с ребятами. Таким образом, надеются составители программ, они смогут получить обратную связь, чтобы понять, насколько действенны апробированные модели в других регионах России.
«НГ» поинтересовалась у составителей программ, почему столь яро отрицается составителями новых программ классический урок. Ведь когда-то над созданием стройной логической образовательной модели работали лучшие советские, а затем российские педагоги. И урок в его сегодняшнем виде – лучшее их изобретение. И ничего более выдающегося пока педагогика не придумала. В ответ мы услышали, что пока новые формы образовательной деятельности предполагают внедрять не в противовес к уже имеющимся, а в добавление к ним. А какой урок будет через десятилетие – решит за нас всех время.
На самом деле кто впервые после долгого перерыва посещает лагерь «Артек», может испытать самый настоящий культурный шок. Местами он напоминает какой-то дорогой отель. Кажется, даже сами воспитатели, проработавшие здесь несколько десятков лет, и те откровенно удивлены, что эти стильные корпуса и столовые построены для детей. Уж очень все дорого, современно, стильно. Вместе с тем присутствие детства здесь все-таки есть. Концепция развития лагеря была принята в 2014 году, а реконструкция корпусов велась днем и ночью на протяжении девяти месяцев. К 1 июня было реконструировано 6 детских лагерей из 10. Это 24 жилых корпуса, способных принять одновременно 2 тыс. детей, 3 столовые общей вместимостью 2190 детей, универсальный спортивный зал, морской бассейн, 6 спортивных площадок, 2 костровые площадки, более 5 км автодорог, тротуаров, пешеходных дорожек и т.д.