0
6042
Газета Образование Интернет-версия

23.06.2015 00:01:00

Директор цирка может многому научить учителей

Об авторе: Мария Салтыкова

Тэги: образование, педагогика, педвуз, обучение


образование, педагогика, педвуз, обучение Фото сайта МГПУ

Сегодня многие связывают падение уровня знаний учащихся с плохой подготовкой в школе. А чему учат самих учителей? О том, как изменились программы обучения педагогов в последние годы, чем может помочь педагогическому вузу директор цирка и зачем педагогу общаться с детьми в Сети, журналист Мария САЛТЫКОВА беседует с директором Института педагогики и психологии образования (МГПУ) доктором психологических и педагогических наук Александром САВЕНКОВЫМ.

Александр Ильич, Московскому городскому педагогическому университету в этом году 20 лет. Срок по университетским меркам небольшой, а вот пришелся на самый интересный исторический отрезок. Скажите: зачем вы бакалавриат ввели? Общественность негодует – что за четыре года учителю можно дать, какие программы?

– В первую очередь будущий педагог должен иметь определенный уровень общей культуры. По-хорошему его развитие должно быть задачей школы, но сейчас эту работу приходится выполнять вузам. В ряде московских вузов и у нас есть целый список литературных произведений для студентов. Если человек не читал «Тихий Дон», я уже не говорю о «Декамероне», – никакого педагога или психолога из него не получится. Те Профессиональные тексты, с которыми мы работаем, не будут вызывать у него нужных ассоциаций, и уровень понимания других людей у него тоже будет иной.

Во-вторых, современному студенту необходимо знание ряда базовых дисциплин: иностранных языков, истории, философии. Взять ту же философию – откроешь сейчас автореферат какой-нибудь диссертации, а там: «В своем исследовании проблемы детской неуспеваемости я опирался на культурно-историческую концепцию Выготского, а также теорию бессознательного Зигмунда Фрейда». Но одно дело Лев Выготский и другое – писатель-фантаст Фрейд, благодаря которому может показаться, будто это трансформированные сексуальные желания ребенка, проявившиеся в младенческом возрасте, виноваты в том, что в 15 лет он неуспешен в учении. Ну что можно сказать? Одно только: у автора этой диссертации в голове каша, и все из-за элементарного незнания философии.

Что касается программ, то к разработке учебно-методических комплексов дисциплин и образовательных программ мы сейчас предъявляем очень жесткие требования. Если раньше преподаватель приходил в аудиторию и что-то надиктовывал, теперь в этом нет нужды. Многие наши профессора, особенно те, что помоложе, рассылают студентам тексты своих лекций в электронном виде, а на занятиях уже может быть развернут квалифицированный диалог.

Хорошо, вот четыре года бакалавра позади, и дальше все чаще люди выбирают аспирантуру. В целом у нас по стране, насколько мне известно, 80% выпускников идут в магистратуру. В вашем вузе направление магистратуры, кажется, около 40%? 

– Если быть точным – 42%. Направления магистратуры такие: менеджмент в образовании, педагогическая психология, дошкольная педагогика, начальное образование, педагогика и психология высшей школы. Есть также несколько магистерских программ «спящих», таких как детская журналистика, психология искусства, психология одаренности и творчества. На эти программы набирают студентов не ежегодно.

Кстати, при разработке тематики магистерских программ мы, например, опирались на известный в практической психологии «эффект Барнума» (был когда-то такой директор цирка, который прославился тем, что на его представлениях всегда были аншлаги, было что посмотреть людям разного достатка и интеллектуального уровня, каждый находил для себя что-то интересное). Правда, не всегда мы находили в этом безусловную поддержку руководства, практически каждую программу приходится отстаивать, доказывать, что она нужна поступающим и работодателям, и то, что мы в состоянии ее реализовать.

Какое направление в вашем вузе сейчас самое популярное?

– Самая популярная программа, это, конечно, менеджмент в образовании: кроме бюджетных мест мы закрываем на ней до 70% платных.

В последние три года, когда зарплата директора школы в Москве стала порядка 200–300 тысяч рублей в месяц, эта сфера стала очень привлекательной даже для бизнесменов.

В этом году, если не ошибаюсь, увеличилось количество бюджетных мест для педагогических специальностей. Не боитесь, что абитуриенты будут слабее?

– Да, набор в этом году вырос. Наибольшее увеличение будет в магистратуре – вместо 95 придут 240 человек. Увеличился набор и в бакалавриате, приемная кампания, как ожидается, будет трудной. Нас в этом году вынудили сократить количество программ, на которые ведется набор. Мы-то, конечно, больше заинтересованы в дробности: наберем на каждую по пять–десять человек, а там как пойдет. Иногда бывает так, что программа внешне неяркая, а потом вдруг «выстреливает». Вот как «Психопедагогика виртуальных сред» – это воспитание детей в соцсетях. Некоторые профессора мне сразу сказали, что им с такой педагогикой не по пути. А стали набирать и обнаружили, что магистратура очень даже интересует людей, у нас конкурс оказался – шесть человек на место.

А вот что за специальность такая – «тьютор»?

– Тьюторство в нашем образовании пока плохо понимают. За рубежом тьютор – это педагог, который способен не только учить своему предмету, но и отвечать за индивидуальное развитие ребенка. У нас же от педагогов пока требуют несколько иного. В этом году мы попробуем отправить первокурсников к учащимся младших классов в нашу университетскую школу. 200 тьюторов: один ребенок – один студент, они разделятся на пары, и в течение года задача каждого студента будет помогать своему подопечному в выполнении разных творческих работ: самостоятельных исследований и творческих проектов.

Куда вообще идут сейчас выпускники педагогических вузов?

– В Москве педагогические вузы находятся в лучшей ситуации, чем в других городах. В среднем российском педвузе работать по специальности идет от 15 до 20% выпускников, остальные уходят в бизнес и в прочие сферы. У нас доля тех, кто не забросил профессию, составляет более 97%. Так что практически все наши выпускники с удовольствием идут в школы, и у нас уже проблема – их трудоустраивать.

При этом на самом деле тезис о том, что выпускник каждого вуза непременно должен работать по специальности, уже в прошлом. Образование становится непрерывным: ты можешь закончить бакалавриат по одному направлению подготовки, уйти в магистратуру на другое, а через несколько лет переучиться на третьем.

Люди меняются, и их представление о своем месте в жизни тоже. Когда восторгаются тем, что женщина 40 лет проработала воспитательницей в детском саду, стоит подумать, так ли это хорошо! Быть привязанным к одному месту сегодня вряд ли правильно и полезно, а потому у студента должны быть возможности для академической мобильности, а у специалиста – для мобильности профессиональной.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1878
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3891
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2926
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2394

Другие новости