0
11431
Газета Образование Интернет-версия

03.03.2015 00:01:00

Детство без гаджетов

Тэги: дети, гаджеты, мышление, развитие, исследования


дети, гаджеты, мышление, развитие, исследования Приобщение малышей к компьютерам негативно влияет на развитие их мозга. Фото Reuters

По всему миру школы торопятся оснастить классы компьютерами. В нашей стране тоже есть опыт обучения работе на компьютере детей 3–4 лет. Впечатляет: такой малыш – и лихо стучит по клавиатуре. Дети по всему миру с легкостью печатают тексты и водят пальцами по сенсорным экранам, отложив в сторону бумагу и авторучку. Но так ли это хорошо?

Известный российский ученый, доктор филологических и доктор биологических наук Татьяна Черниговская давно предупреждает об опасности раннего приобщения к гаджетам. Дети не умеют или перестают писать ручкой и от этого многое теряют в уровне мышления. Для ребенка чрезвычайно важна выработка мелкой моторики, потому что за мелкую моторику отвечает тот же участок в мозге, что и за развитие речи. Необходимо лепить из пластилина, вырезать ножницами, плести из бисера – это способствует развитию мозга.

О негативном эффекте введения компьютеров в начальной школе свидетельствуют результаты исследования в области когнитивной неврологии, проведенного профессором Карин Джеймс в университете Блумингтон в США. 

Детей, которые еще не научились читать (знали буквы, но не умели складывать из них слова)  разделили на две группы: одних учили писать буквы на бумаге, других – печатать их на клавиатуре. В первую очередь обращали внимание на способность детей запоминать буквы и в то же время при помощи компьютерной томографии пытались понять, как со временем меняется деятельность мозга, пока дети учат алфавит. Исследования указывают на прямую связь между умением писать и навыком чтения. До и после занятий проводили компьютерную томографию и сравнивали данные двух групп, замеряя уровень потребления кислорода мозгом.

Оказалось, что мозг ведет себя по-разному в зависимости от того, учили ли дети алфавит посредством письма от руки или печатания на клавиатуре. Деятельность мозга детей, учившихся писать от руки, была схожа с деятельностью мозга взрослых людей, которые умеют читать и писать. В случае с детьми, учившимися печатать на клавиатуре, результат был иным. Ученые обнаружили, что мозг устанавливает связь между процессом писания от руки и способностью читать.

«Данные томографии показывают, что письмо подготавливает систему чтения, что упрощает процесс обучения чтению, когда дети переходят к этому этапу», – подчеркивает профессор Джеймс. Развитие мелкой моторики, необходимой для наработки навыка письма, может принести пользу и в других сферах когнитивного развития, утверждает она.

Некоторые американские школы перевели уроки чистописания в разряд необязательных, поэтому его часто не преподают. Компьютеры и печатание на клавиатуре используют практически для всех предметов, тогда как письмо отходит на второй план. По мнению профессора Джеймс, напрасно поспешили ввести компьютеры в образовательную систему с начальных классов. Она надеется, что ее исследование поставит под вопрос целесообразность тенденции замены письма от руки.

Впрочем, в США есть школы, где компьютеров вообще нет. Это школы, в которые отдают своих детей сотрудники гигантов Силиконовой долины: eBay, Google, Apple, Yahoo, Hewlett-Packard... Школа имеет старомодный вид: доски с цветными мелками, книжные полки с энциклопедиями, деревянные парты с тетрадями и карандашами. Для обучения в ней применяют не связанные с новейшими технологиями инструменты: ручки, карандаши, швейные иглы, иногда даже глину… И ни одного компьютера. Ни одного экрана. Их использование запрещено в классах и не поощряется дома.

Школа и компьютеры несовместимы – такая точка зрения получила широкое распространение в самом центре высокотехнологичной экономики. Приверженцы обучения без IT-технологий уверены, что компьютеры подавляют творческое мышление, подвижность, человеческие взаимоотношения и внимательность. Родители считают, что, когда будет действительно нужно познакомить детей с последними технологиями, у них всегда будут для этого требующиеся навыки и необходимые возможности у себя дома.

Напоследок – анекдот. Малыши в детском саду возятся вокруг песочницы сами по себе, в то время как воспитательница увлеченно беседует по телефону, не обращая на них внимания. Ей делают замечание, что дети могут разбежаться. «Не разбегутся, – уверенно отвечает воспитательница. – У нас Wi-Fi только в песочнице».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Хунта Мьянмы смягчается под давлением оппозиции и повстанцев

Хунта Мьянмы смягчается под давлением оппозиции и повстанцев

Данила Моисеев

Аун Сан Су Чжи изменена мера пресечения

0
589
Вашингтон совершил северокорейский подкоп под ООН

Вашингтон совершил северокорейский подкоп под ООН

Владимир Скосырев

Мониторинг КНДР будут вести без России и, возможно, Китая

0
859
Уроки паводков чиновники обещают проанализировать позднее

Уроки паводков чиновники обещают проанализировать позднее

Михаил Сергеев

К 2030 году на отечественный софт перейдут до 80% организаций

0
709
"Яблоко" занялось антитеррором

"Яблоко" занялось антитеррором

Дарья Гармоненко

Инициатива поможет набрать партии очки на региональном уровне

0
704

Другие новости