Искушение материальными благами начинается с детства. Фото Reuters
Россияне хотели бы, чтобы цель достижения успешности и богатства была более значима для их детей, чем для них самих в свое время и сейчас, свидетельствуют опросы социологов НИУ ВШЭ Максима Руднева и Александра Савелькаева. Опросив выпускников школ и их родителей, они убедились, что межпоколенческий сдвиг ценностей все-таки произошел. И общество живет сегодня скорее стратегией самовыражения, нежели стратегией выживания.
Как поясняют авторы, в ходе опроса подростков спрашивали об их собственных ценностях и о том, какие ценности хотели бы им передать их мать и отец. У родителей интересовались их собственными ценностями и спрашивали о том, какие ценности они хотели бы видеть у своих детей. В результате получилось четыре ценностных набора – реальные ценности родителей (матери и отца), желаемые для детей ценности родителей (транслируемые, то есть ценности, которые родители хотят передать своим детям), реальные ценности подростков, а также ценности, которые, по мнению подростков, хотят им передать родители (воспринимаемые).
Результаты исследования показали, что одной из самых малозначимых ценностей для обоих родителей является гедонизм, в то время как безопасность жизни, наоборот, ценится ими превыше всего. Впрочем, безопасность ценится так же высоко и у детей. Один из самых главных выводов заключается в том, что собственные ценности родителей не всегда совпадают с теми ценностями, которые они хотели бы передать своим детям. Например, матери хотели бы, чтобы их дети ценили больше богатство и успех, нежели они сами в бытность молодыми и сейчас. А отцы хотели бы, чтобы дети больше ценили такое качество, как самостоятельность, нежели они.
Исследователи выяснили, что подростки, чьи родители придают большое значение ценностям универсализма и благожелательности и стремятся передать их своим детям, обладают соответственно большей выраженностью этих ценностей. Авторы отметили, что эти ценности передаются преимущественно матерями.
Аналогично важность для родителей ценностей власти–богатства, а также успешности в обществе значимо ниже, чем та, которую они хотели бы воспитать в своих детях. О чем это говорит? «Здесь имеет место не нарушение трансляции ценностей, а наоборот, намеренное и успешное воспитание родителями более индивидуалистических и менее гуманистических ценностей в детях», – поясняют социологи. Причины таких установок родителей, по мнению авторов опросов, лежат в области наших социальных норм и родительских представлений о социальной реальности.
«Родители сознательно могут воспитывать в детях определенные ценности, либо отказываться от их воспитания, независимо от того, насколько эти ценности важны для них – родителей – лично. Это может быть вызвано осознанием современных реалий – условий существования, в которых для успешной адаптации человеку не обойтись без умения достигать, зарабатывать, быть амбициозным и авторитетным, но вполне необязательно – или даже не нужно – отстаивать идеи справедливости и оказывать помощь окружающим», – комментируют исследователи.