Школа сегодня требует смены типа руководителя, но высшее начальство к этому не готово. Фото Владимира Смирнова/ТАСС |
Сотрудники Института образования НИУ ВШЭ Дмитрий Куракин и Валерия Малик представили новое исследование, касающееся управления российской школой. Основной вывод: в почете у населения «авторитарный хозяйственник» и «авторитарный предводитель». Названия говорят сами за себя. Но что интересно, такой тип руководителя входит в противоречие с заявленными направлениями развития самой школы.
Исследователи из НИУ ВШЭ провели опрос населения в октябре–ноябре 2014 года и затем проанализировали, как директора школ взаимодействуют с внутренним и внешним миром и какие факторы обусловливают выбор той или иной модели управления.
Как выяснили исследователи, в России сегодня существует четыре основных типа директоров школ: авторитарный хозяйственник, демократичный хозяйственник, авторитарный предводитель и демократичный предводитель. При этом чаще всего встречаются авторитарный хозяйственник (наиболее популярная модель) и авторитарный предводитель. В основном директора не рассматривают школы как образовательные организации, для них это прежде всего хозяйственный комплекс, который необходимо поддерживать в определенном состоянии для того, чтобы учителя осуществляли обучение. Причем такая позиция поддерживается высшим начальством, которое тоже не готово оценивать директоров по другим показателям, кроме как хозяйственных.
Для авторитарных хозяйственников главное, чтобы текущие задачи решались быстро. Они не готовы обсуждать вопросы коллегиально, потому что такой способ усложняет и тормозит процесс принятия решения. Чаще всего в школах с авторитарным руководителем управляющие советы не имеют веса и работают формально. Как делают выводы исследователи, имитация работы коллегиальных структур в школе весьма распространена.
Авторитарный предводитель отличается от авторитарного хозяйственника тем, что занимается не только хозяйством, но и вопросами образования. Но... все вопросы образовательной политики он тоже решает единолично. В редких случаях к участию в выработке стратегии привлекается ближний круг директора, состоящий из людей, одобряющих его политику.
Остальным участникам школьного процесса (родителям, другим учителям и общественности) доверия нет, потому что они в вопросах управления считаются некомпетентными.
Кстати, сами учителя и родители в целом не проявляют инициативы и не хотят участвовать в обсуждении многих сторон управления образованием, отмечают авторы исследования.
Чем опасен такой тип руководителя для реформирующейся системы образования? Проводимые в последние годы преобразования в сфере направлены на повышение самостоятельности и ответственности учебных заведений. Но...в этих условиях расширения автономии школ все свелось к единоличному авторитарному управлению, не подразумевающему плюрализма мнений. В то же время все последние западные исследования и дискуссии в России свидетельствуют о том, что руководить школой единолично в современных условиях становится не только неэффективно, но и невозможно.
Исследователи из ВШЭ рассмотрели и другой тип руководителя – демократичный. Демократичный хозяйственник и демократичный предводитель – довольно редко встречающиеся типы современных директоров школ. Они отличаются друг от друга некоторыми нюансами. Демократичный хозяйственник тоже сосредоточен в основном на хозяйственных вопросах. Но коллектив тем не менее здесь уже участвует в решении. «Высшим пилотажем» в управлении школой считается демократичный предводитель. В основе этой модели лежит представление о школе как о живой среде, где каждый должен своими усилиями способствовать достижению намеченной цели. Таких директоров мало, они все на виду, и довольно часто их школы служат экспериментальной площадкой для разного рода инноваций. Потому что такой директор не боится пробовать и ошибаться. Авторы исследования считают, что найти руководителя, постоянно и во всем следующего модели «демократичный предводитель», сегодня практически невозможно.