Как воспитать мужчину в стране, где уже больше трети семей состоят только из мамы и ребенка. Фото Reuters
Министерство образования и науки РФ рассчитывает в декабре вынести на рассмотрение правительства проект «Стратегии развития воспитания в РФ». По замыслу авторов, ее реализация должна помочь сделать из российских детей всесторонне развитых и ответственных граждан.
Общественное обсуждение поможет сформировать идеал человека, к которому должна стремиться система воспитания, полагают авторы-чиновники, судя по всему - большие романтики в душе. Они же предполагают, что юный гражданин после принятия стратегии и по достижении им взрослого возраста станет «свободным, ответственным, высоконравственным, творческим гражданином, принимающим судьбу отечества как свою личную и осознающим ответственность за настоящее и будущее своей страны».
Как рассчитывают создатели документа, общество отзовется на их инициативу, проанализирует концепцию, и уже в том же декабре документ внесут на рассмотрение правительства. Обо всем этом говорилось в СФ на заседании координационного совета при президенте РФ по реализации национальной стратегии действий в интересах детей.
Если предполагаемый документ будет наполнен тем же смыслом и теми же мероприятиями, что и сама «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы», принятая пару лет назад, то можно было бы особенно и не волноваться. Вряд ли что-то изменится кардинально. Но события последнего времени рождают смутную тревогу за судьбу предстоящего документа.
Возбуждение отдельных партийных деятелей заставляет усомниться в спокойном течении событий. То депутаты грозятся закрыть «рассадники западной свободы» – «вредные» высшие учебные заведения, то вмешиваются в процесс написания учебников и школьные программы по гуманитарным дисциплинам, то планируют идеологически подковать (перековать) учителя. При этом, сами того не замечая, народные избранники входят в противоречие не только с Основным законом российского государства, но и покушаются на академическую свободу учебных заведений (которую сами, к тому же, когда-то и инициировали).
Например, недавно члены комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре поддержали предложение директора музея «Преодоление» имени Николая Островского Ольги Девичевой о возвращении в школьную программу по литературе романа «Как закалялась сталь». Сенаторы приняли решение направить соответствующее обращение в Министерство образования и науки РФ.
Месяц назад состоялось заседание патриотической платформы партии «Единая Россия», где участники тоже задавались вопросом, а не слишком ли «поспешно отказались мы от советской идеологии». И всерьез размышляли на тему: чему может научить ребенка роман Толстого «Анна Каренина» («Быть в духе Толстого небезопасно!»).
На сайте единого портала для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения недавно появилось предупреждение, что стандарт педагога (воспитателя) появится все-таки в 2016 году, а не в 2015-м, как намечалось. Заметим, что чуть ранее, на встрече с участниками Всероссийского интернет-педсовета, один из разработчиков стандарта – член-корреспондент РАО, директор Центра образования № 109 Москвы Евгений Ямбург – призвал не спешить с внедрением документа, потому что он требует серьезного обсуждения и «не должен унижать учителя и ухудшать его положение».
В попытке регламентировать очень чувствительные и содержательные вещи нашего образования чиновники могут довести ситуацию и до абсурда. Примеров тому много и из истории других государств. Они на поверхности. Только надо ли нам наступать на грабли соплеменников?
Следующий момент истины: а надо ли это делать вообще в том ключе, как это задумано свыше? Одно дело, когда передовая педагогическая мысль рождает стройную и логическую современную теорию воспитания. И совсем другое дело, когда такая теория рождается в голове депутата-непрофессионала.
Кстати, совсем простой философский вопрос на засыпку: что понимается у нас под «воспитанием»? Вот родители (общество, с которым хотят посоветоваться)согласно прошлогодним опросам ФОМа, понимают под воспитанием физическое наказание (так считают 20% родителей), «много запретов» – 14%, «держать в рамках» – 9%, «строгое воспитание» – 9%. В общем, воспитание – это контроль, жесткость, жестокость, муштра, грубость и т.д. И только 6% родителей уверены, что детей воспитывают личным примером. (Да тут впору воспитанием и образованием родителей заняться, а не детей!) В свете всего этого хотелось бы понять, что думают о воспитании депутаты. Воспитание – это мера пресечения: запретить, закрыть, наказать, убрать, урезать?
Следующий простой вопрос: удастся ли легко навязать современно мыслящим людям депутатскую убежденность в чудесах ушедших пятилеток? Ностальгия дело хорошее, но в СССР хотят не все.
Вот такие мелкие нюансы на фоне одной большой проблемы. Ведь на самом деле тема воспитания молодежи не просто трудная, но и архиважная. И не в связи даже с международной обстановкой, сколько с позиции меняющихся обстоятельств внутренней жизни государства. В связи со сложным взаимоотношением поколений. В связи с возрастающим числом мигрантов, как внутренних, так и внешних и т.д. И это уже понимают и видят все.