0
8294
Газета Образование Интернет-версия

10.06.2014 00:01:00

Однобокое крымоведение

Об авторе: Анастасия Сомова – выпускница гимназии «Новоскул».

Тэги: крым, крымоведение, патриотизм, школа, минобразования, россия, присоединение крыма, владимир путин


крым, крымоведение, патриотизм, школа, минобразования, россия, присоединение крыма, владимир путин Новая российская реальность – «крымоведение» в школе. Фото с сайта www.voronezh.er.ru

В начале мая этого года Минобразования опубликовало методические рекомендации и материалы для проведения уроков по теме «Крым и Севастополь: их историческое значение для России». Цель занятий – показать важную историческую и геополитическую роль полуострова в истории страны, рассказать школьникам, что присоединение Крыма носит «миротворческий и гуманный характер», «дать учащимся представление о временном характере трудностей» в отношениях с Украиной, об отсутствии агрессии России по отношению к братскому государству. Однако учителя и ученики тех школ, где уже прошли подобные уроки, восприняли идею крайне противоречиво. Причина – узкая направленность занятий, их односторонность.

Для начала обратим внимание на формат «крымоведения». Для каждого возраста Минобразования разработало свой план проведения занятия. Ученики младших классов будут рисовать крымскую природу, участвовать в конкурсе чтецов или писать сочинения. Средней школе рекомендуют рассказывать про Чехова в Ялте, Бахчисарай, Айвазовского в Феодосии. Старшеклассники, по задумке чиновников, будут проводить так называемые круглые столы и выступать с докладами на различные темы. А в конце занятия учителям необходимо прочитать подопечным отрывки из обращения президента Владимира Путина к Федеральному собранию по поводу присоединения Крыма и Севастополя. В основе всех этих уроков лежит желание привить школьникам гордость за Россию, патриотизм.

Однако отсутствие разных точек зрения остается главной проблемой подобных уроков. Ученикам преподносят информацию исключительно в положительном ключе. Полностью отсутствует возможность дискуссии – конкретные сведения нужно воспринимать как факт. Но факт чего? Того, что присоединение Крыма – это один большой плюс? А как же напряженная политическая обстановка, царящая между Россией и США с Евросоюзом? Как же потенциальный урон экономике? Ведь Крым на две трети является дотационным регионом и требует больших финансовых вложений. Да, возвращение крупной военно-морской базы в Севастополе и нефтегазовых месторождений – это прекрасно и важно для нашей страны. Но не бывает чего-то исключительно положительного.

Важно это и по другой причине: большинство школьников, даже в старших классах, мало интересуются политикой. И вот прошел у какого-нибудь школяра 14 лет урок «крымоведения». Он услышал множество плюсов присоединения полуострова, узнал про богатую природу, историю региона. Информация, преподнесенная на блюдечке, отложилась и освоилась в голове школьника, была принята как факт, данность.

Но как же, позвольте спросить, развитие критического мышления? Один аспект в столь сложном вопросе упускает из виду множество других, не менее важных. Факты каждый должен трактовать так, как считает нужным, выносить собственные суждения. Но для этого необходима целостность информации – с освещением негативных сторон вопроса в том числе.

Я не против того, что Минобразования выпускает подобные рекомендации, как не против и занятий такого формата в учебных заведениях. Но только не в том виде, в котором уроки проходят сейчас. Во-первых, однобокая трактовка может вызвать у интересующихся и хоть немного разбирающихся в политике школьников сильное недоумение. И даже неприятие – только лишь из чувства протеста. Во-вторых, задача школы – научить мыслить, а не раскладывать все по полочкам. В-третьих, будем честными: воссоединение России и Крыма сегодня нельзя оценить объективно. Прошло еще слишком мало времени для преподнесения юному поколению с «единственно верной» точки зрения.

К вопросу об отношении самих школьников к занятиям по изучению Крыма: одних они просто не интересуют, другие считают такие уроки бессмысленной тратой времени. Возникает резонный вопрос: а нужны ли они, если они не интересны учащимся? Насильное прививание патриотизма до добра не доводит.

Этой весной я ездила на олимпиаду по журналистике в Санкт-Петербург. В рамках мероприятия прошел мастер-класс Константина Шолмова, руководителя регионального медиацентра РИА Новости в Петербурге. Конкурс был международным, поэтому в аудитории присутствовала девушка из Украины. Один из вопросов, который она задала Шолмову, звучал так: «Почему ситуацию с присоединением Крыма российские СМИ освещают столь однобоко?» Глава регионального медиацентра ответил, что это одна из основных проблем журналистики России: демонстрация ситуации лишь с одного взгляда. После того как я узнала про уроки «крымоведения», я задумалась: а может, это проблема не только СМИ, может, она более глобальна? Однако остается надеяться на лучшее и верить в него. В школе-то нам прививают патриотизм.

Великий Новгород


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1137
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2966
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2083
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1657

Другие новости