Московская система образования переживает период преобразований, оценить успешность которых помогут итоги единого государственного экзамена, стартовавшего на днях. О том, как изменилась школа в последнее время, и о том, как надо наказывать школьников за списывание на ЕГЭ, корреспонденту «Независимой газеты» Александру МАЛЫШЕВУ рассказал народный учитель России, директор центра образования «Царицыно» Ефим РАЧЕВСКИЙ.
– Ефим Лазаревич, какие важные изменения произошли в завершившемся учебном году, который многие считают переломным?
– Я не уверен, что этот год переломный, скорее думаю, что таким будет год следующий. А реформирование началось 22 года назад, и все, что происходит сейчас, – развитие этих преобразований. Еще один важный фактор – введение новых образовательных стандартов и ФЗ 273 «Об образовании», который вступил в силу 1 сентября 2013 года. Поначалу не все педагоги поняли, какие возможности он дает, а только сейчас, окунувшись в каждодневные практики, начинают понимать свои перспективы. Самое главное изменение, которое произошло в Москве, – изменилась ситуация на рынке учительского труда. Появилось такое явление, как качественная, прогрессивная безработица: сегодня в хорошую школу устроиться на работу учителем не просто. Это дает директорам шанс отбирать лучших педагогов, которые смогут улучшить качество образования.
– За счет чего новые педагоги будут добиваться этого роста?
– Однозначно на этот вопрос ответить сложно, будет работать совокупность факторов. Во-первых, меняется к лучшему образовательная среда. Во-вторых, появляется новая когорта учителей – информационно оснащенных, улыбающихся, не впадающих в состояние ужаса от того, что их приглашают в кабинет к директору, работающих креативно и понимающих детей. Третье – рост информационной культуры семьи в целом. Четвертое – вовлеченность семьи в образовательный процесс, в Москве это происходит за счет участия родителей в управляющих советах школ. Пятое – достаточно комфортная нормативная база, которая сейчас есть. К ней относится как ФЗ 273 «Об образовании», так и знаменитый ФЗ 83. Его почему-то многие восприняли как закон о платности образования, хотя на самом деле в нем больше говорится об экономической свободе школы. Благотворно влияет в совокупности все это плюс решения президента, который в 2011 году сказал: давайте подтянем образование из периферийной зоны нашего сознания в центральную. Вот дело и пошло.
– Каких изменений следует ждать в предстоящем году?
– Я надеюсь, что та концепция развития дополнительного образования, которая сегодня рассматривается министерством и образовательным сообществом, станет реальностью. Тогда российские школьники получат бесплатный ресурс в виде кружков, секций и всего подобного. В Москве придет в стабильное состояние ситуация со структурными изменениями, и все те, кто сейчас является субъектами объединений, задумаются над чисто педагогическими свойствами этих шагов. Ведь руководители системы образования ориентируются на педагогические смыслы: будет ли ребенку и учителю лучше от перемен? В реформах решение экономических вопросов – не главная цель. А практика показала, что в крупных школах лучше сдается единый государственный экзамен, у ребенка больше шансов не попасть в ситуацию образовательного тупика, и он всегда сможет найти свое место. Укрупнение – это правильная политика, ведь мы наш комплекс создали еще в 1992–1993 годах, и практика показала, что это было правильно.
– После старта ЕГЭ много говорится о суровых мерах, предпринимаемых для предотвращения списывания. Как вы их оцениваете?
– Я считаю, что предпринимаемые меры недостаточно жесткие. Я бы ввел уголовную ответственность должностных лиц, отвечающих за ЕГЭ и не соблюдающих честность всех процедур. Не только административную и публичную, а уголовную. Это ведь государственный экзамен, допуск на следующую ступень образования. И если какой-то ленивый двоечник решил за деньги сдать ЕГЭ, представьте, что из него будет, если он поступит в медицинский институт и начнет потом лечить людей? Отвечать должны и выпускники. Это уже взрослые люди, которые должны нести ответственность и осознавать свои действия. Попался – на год лишаешься права сдавать ЕГЭ, а может, даже на три года – и никаких скидок.