Образ типично русского учителя, возможно, скоро очень изменится. Фото Reuters
Министерство образования и науки РФ разработало и опубликовало проект нового педагогического образования России. Согласно концепции, больше внимания будет уделяться практической направленности обучения. Будут ковать «учителя новой идеологии». А проверять и сертифицировать выпускников на выходе станут некие независимые сообщества профессионалов.
В России, говорится в концепции, до сих пор используется устаревшая система подготовки педагогических кадров, эффективная лишь в условиях регулируемого рынка труда. Эта система позволяла осуществлять обязательное распределение выпускников, жестко регулировала число студентов и не приветствовала мобильность обучающегося контингента. Сегодня все это не актуально.
Подготовка педагогов и ранее осуществлялась и осуществляется сегодня в педвузах и учреждениях среднего профобразования. Такие учреждения были в свое время равномерно распределены по всей территории страны. Но постепенно коренным образом изменилась система набора в педвузы страны и существенно поменялся состав студентов. Стал происходить, как говорится в концепции, «двойной негативный набор» – в педвузы поступают не лучшие студенты, а в школу идут работать не лучшие выпускники.
Такой расклад со временем перестал устраивать общество, потому что задачи и требования к педагогическому персоналу средней общеобразовательной школы с каждым годом только усложняются.
Благодаря «мониторинговой» деятельности Министерства образования и науки количество педвузов в стране резко сократилось. Если в 2008 году подготовку учителей осуществляли 196 вузов, в том числе 70 педагогических, то в 2012 году – 167, в том числе 48 педагогических. (Напомним, что первый мониторинг деятельности вузов и их филиалов прошел осенью 2012 года. В результате чего многие высшие школы стали искать себе крепких союзников.) Результаты последнего мониторинга, проведенного осенью 2013 года, показали, что 30 из 42 педагогических вузов (71,43%) и 29 из 37 их филиалов (78,38%) названы имеющими признаки неэффективности (для сравнения – медицинских оказалось таковых – 10,26%, а гуманитарных – 42,86%).
Авторы концепции ставят задачу – устранить комплекс противоречий, связанных не только с получением педагогического образования, но и с педагогической профессией в целом. Поэтому бороться они предполагают еще и с низкими баллами по ЕГЭ у поступающих в педвузы, с плохой подготовкой будущих педагогов и отсутствием заинтересованности в хороших учителях на местах.
Поэтому авторы предлагают отказаться от «линейной траектории обучения» будущего учителя. И открыть обучение педагогике для студентов и выпускников бакалавриата, действующих учителей и специалистов других профессий.
Программы обучения претерпят тоже определенные изменения. Будет усилена практическая подготовка, а «разветвленная система практик, стажировок, возможность адресной подготовки учителей не только разных предметов, но и для разных категорий школ и учащихся» поможет в этом.
Авторы документа, судя по всему, не полагаются лишь на силы педвузов. Они считают, что помочь воспитать и образовать нового учителя можно лишь при «сетевом взаимодействии» разных колледжей, вузов и школ. Ну и, разумеется, нельзя оставить вопросы аттестации будущих учителей только в руках тех, кто их учит. В концепции не прописан механизм, каким именно образом будет осуществлена «общественно-профессиональная оценка качества» подготовки педагогов. Но предполагается, что некие профессиональные сообщества будут «сопровождать» выпускников и оказывать им помощь в построении их дальнейшей карьеры.
Среди прочих любопытных новшеств стоит отметить такой пункт концепции, как «универсальный бакалавриат» в педагогических вузах, предполагающий повышенные требования (в том числе и к результатам ЕГЭ) при выборе педагогического профиля подготовки. Это снимает повестку дня: «Почему не все выпускники педвуза идут в учителя?» Предполагается также приоритетное бюджетное обучение для работающих в системе образования и магистратура для быстрого вхождения в профессию людей, не имеющих специального образования.
Концепцию начнут претворять в жизнь уже в 2014 году. Очень любопытно звучат задачи первого этапа «претворения»: начнется подготовка «носителей новой идеологии и технологии».