Новые стандарты предполагают разнообразие учебников. Издательствам теперь есть где разгуляться.
Фото РИА Новости
Вслед за списками литературы, вызвавшими сильнейший резонанс в обществе, появился перечень 3000 учебников, рекомендованных школьникам. И выяснилось, что он почти на треть превышает предыдущий список (1800). Депутаты ГД РФ отреагировали на появление его обращением в прокуратуру. Министерство образования и науки РФ поспешило всех успокоить: в расширении списка виноваты новые стандарты.
Но глава думского комитета по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая все равно направила запрос в Генпрокуратуру с просьбой провести проверку решения Министерства образования и науки о значительном увеличении перечня учебников на следующий учебный год. В этом решении она видит серьезные коррупционные риски. Издательства, по мнению депутата, озабочены проталкиванием своих учебников и авторских коллективов. «В новом законе об образовании речь идет о единстве образовательного пространства. Принятие решения об увеличении количества учебников до трех тысяч делает полностью нереализуемым этот главный принцип», – цитируют информационные агентства Яровую.
Между тем сами авторы учебников и разработчики программ объясняют ситуацию разрастания пособий тремя моментами. Во-первых, согласно новым стандартам, программы будут для базового, профильного и углубленного уровней. Уже сам этот факт требует разных учебников.
Во-вторых, новые стандарты предполагают изменения в концептуальном подходе к освоению учебных программ. Это потребует переподготовки педагогов. И на переходный период разными педагогами будут востребованы разные учебники. Кто-то будет заниматься с детьми по старым учебникам, как он привык, а кто-то убежит далеко вперед. Спрос и тех и других придется издательствам удовлетворить. Кстати, эксперты уверяют, что этот период может затянуться. Не все учителя способны быстро переобучаться. Да и мнение родителей сегодня, как известно, особо не проигнорируешь.
В-третьих, сам подход к преподаванию в школе изменится. Авторы стандартов убеждают нас, что в школу придет западный подход – личностно ориентированный. Тот, что лежит в основе и школьного, и дошкольного образования Финляндии, Швеции и некоторых других стран. При этом… пустив западников в наше образование, авторы концепции поспешили еще и отдать дань региональному фактору. Это, разумеется, тоже увеличивает ряд учебников.
В личностно ориентированной модели равное значение придается и эмоционально-личностному, и социальному, и когнитивному развитию. И как рекламируют идею ее авторы, акценты будут расставлены так, что в школе, особенно на младшей ступени, будут стараться уходить от академической направленности программ. Например, как сообщил на сайте издательства «Просвещение» Алексей Глазков, автор новой линии школьных учебников по русскому языку, грамотность у девушек формируется к 16 годам, а юношей – к 18. А в стандартах прежде этот фактор не учитывался. Теперь школы будут учитывать и это, и многое другое, связанное с личностью ученика. Снимут прежний акцент с орфографии и пунктуации. А готовить будут человека говорящего, пишущего, читающего. Это три актуальных аспекта образования. Учебник будет соответственно ставить своей целью научить школьника не просто читать, а понимать прочитанное.
Экономя время ученика, толкование незнакомых слов будет тут же, в сноске на странице, рядом с текстом. Ребенку не надо будет лезть в словарь. Школьник должен научиться будет не только письму под диктовку, но и тому, что продиктовано временем. Его научат писать деловые письма, составлять резюме, размышлять в эссе и т.д. Задания по русскому языку авторы предлагают переносить в Интернет, устраивать там конкурс блогов. То есть использовать весь тот инструментарий, который сегодняшнему педагогу пока еще осваивать не приходилось.
Понятно, что такая революция в образовании понравится не всем. Но сегодня путь к новой школе глазами ее разработчиков выглядит примерно так. И единства образовательного пространства, подразумевающего, видимо, в устах депутата Яровой, выравнивание образования, не будет уж точно.
Кстати, на днях вышел доклад директора Центра экономики непрерывного образования при Российской академии народного хозяйства Татьяны Клячко «Образование в России: проблемы и решения». Там автор довольно четко объяснила, почему выравнивание образования невозможно. Например, в детском саду оно невозможно по причине сегрегации по месту жительства. Дети из бедных семей попадают в круг своих, потому что живут кучно в таком районе. Дети богатых – в свой. В средней школе формируются свои образовательные гетто. И подушевой подход в образовании (деньги в школу приходят вслед за учеником) эту тенденцию только увеличивает.
И это, кстати, происходит не только у нас. В Великобритании, например, введение образовательных ваучеров тоже привело к еще большему социальному расслоению общества. Далее, считает Татьяна Клячко, этот процесс окончательно закрепляется на этапе высшего образования. Простое население, реализуя свою норму – «только высшее образование», переплачивает за третьесортный продукт. Первосортный для них остается все так же недостижим.
Поэтому учебников, одинаковых для всех, нет и быть не может. Разнообразие было, есть и будет. Другое дело, что хороших должно быть больше. Как и учителей. Но это уже другая тема для депутатских запросов.