Кино станет не просто развлечением, а обязательным школьным предметом.
Фото ИТАР-ТАССС
На сайте Министерства культуры опубликован список фильмов, «которые могут быть» рекомендованы к просмотру школьниками на факультативных занятиях. Вопреки прежним заявлениям вдохновителей идеи картин Милоша Формана и Виктора Флеминга в опубликованном списке фильмов пока нет. Перечень состоит исключительно из картин советского и досоветского периодов. Кроме того, после просмотра списка появляется вопрос: а для какого возраста предназначена столь пестрая кинолента, включающая фильмы «Морозко» и «Зеркало» одновременно? Ведь ранее речь шла о школьниках 6–7 классов.
И список вопросов этим не ограничивается…
Например, невозможно понять, кто будет вести факультативные занятия и будут ли разработаны какие-то методические пособия. Вообще довольно трудно себе представить современного 12-летнего малыша, вдруг сильно очарованного фильмом «История Аси Клячиной, которая любила, да так и не вышла замуж» (А.Кончаловский, 1967). Или картиной «Стенька Разин (Понизовая вольница)» (В.Ромашков, 1903). А то и «Маленькой Верой» (Пичул, 1987) Хотя как раз последний будет им ближе по восприятию, чем остальные. Если еще и пойдет без купюр. «Все вопросы практической реализации идеи факультативного урока кино, окончательная версия списка фильмов, кто, каким образом и по каким научно-методическим материалам будет вести занятия и т.д. – относятся к компетенции Минобрнауки России», – заявляет глава Министерства культуры Владимир Мединский. Тем не менее Минкультуры уже провело переговоры с теми, кому принадлежат авторские права на фильмы из списка.
Напомним, что предложение ввести в школах уроки кино озвучил Никита Михалков на круглом столе в Союзе кинематографистов осенью прошлого года. Руководство Минкультуры и Минобрнауки России приняло решение совместно проработать эту идею. «Почему потрясающая картина «Броненосец «Потемкин» стала бумом? – говорил Никита Михалков на упомянутом круглом столе. – Многие думают, потому, что это революционная картина, а на самом деле она стала бумом, потому что впервые – раз и навсегда – Эйзенштейн подарил нейтронную бомбу продюсерам, показав, что монтажом можно сделать все. Эта картина – гимн монтажу...»
И опять же напомним, что осенью 2012 года все желающие могли зайти на определенные сайты и предложить три отечественных и три иностранных фильма для списка. Получившийся в итоге список, как сообщает сайт Минкультуры сегодня, откорректировали специалисты НИИ киноискусства (ВГИК), Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения, Российского института культурологии, Российского института истории искусств, Госфильмофонда России, Союза кинематографистов. Затем сотрудники Министерства занимались получением прав на показ отобранных фильмов. По этой причине, сообщает Минкультуры, список 100 иностранных фильмов будет опубликован позднее: права на показ зарубежного кино получать сложнее и дольше.
На месте Минкультуры я бы так не спешила отдавать столь «выстраданное» детище на откуп чужим министерствам, потому что Министерство образования и науки РФ, занимающееся огромным количеством дел одновременно, сбросит разработку этого курса в учительские массы. Как это бывало ранее. Учителя, получающие нищенскую зарплату при увеличивающихся нагрузках, едва ли способны увидеть рациональное зерно в этом предложении.
Судя по вялому обсуждению идеи Никиты Михалкова в учительских массах, можно предположить, что к предложению маститого режиссера они не относятся с тем же пиететом, кое испытывает сам вдохновитель процесса. Опять же напомним, что при озвучивании темы говорилось об обязательности обсуждения фильма – какая была при его создании историческая и политическая ситуация, почему тогда фильм выстрелил. «И таким образом дать понять молодым ребятам, что кино не ограничивается стрелялкой, страшилкой и 3D, а несет в себе определенную формирующую силу», – цитирует Михалкова агентство РИА Новости. Впрочем, если авторские гонорары за фильмы в случае их включения в школьную программу способны поддержать на плаву испытывающих трудности талантливых кинематографистов, то идея полезна во всех ее вариациях.
Правда, здесь еще надо взять во внимание, что расширить сетку школьного расписания только в течение последних пяти лет пытались не единожды. Даже в прошлом году много раз поднимали вопросы о введении уроков экономики, национальной политики и межнациональных отношений (лоббисты уроков и учебник написали), предмета «Россия в мире» и т.д. Все дело в том, что, не умея выстраивать отношения с обществом, чиновники и заявляющие о себе политики устремляются в школу, потому что сегодня она остается единственным институтом, где эти взаимоотношения общества и власти могут быть хоть каким-то образом формализованы и взаимоответны. Наверное, это трудно представить лицам, не имеющим отношения к школе, что талантливые учителя истории, разбирая со своими подопечными тот или иной исторический период, непременно рекомендуют своим школьникам не только художественные книги для прочтения, но и мировые шедевры для просмотра. А после уроков даже обсуждают их вместе с учениками. И вообще нормальные учителя имеют склонность обсуждать со своими подопечными фильмы и спектакли, их поразившие.
А вот глядя на предложенный список, все равно испытываешь некоторое недоумение, ведь многие из перечисленных фильмов относятся к золотому фонду советского кинематографа, часто крутятся по телевизору и нынешним школьникам известны с самого раннего детства. Тот же фильм «Морозко» малыши смотрят уже с трех лет (зайдите на любую детскую площадку и спросите мам). Впрочем, возможно, предполагается, что будут изучаться художественные приемы или предыстория (или послеистория) шедевра – тогда я – пас, отступаю...