Из-за какой-то странной экономии в школе объединили литературу и русский язык в один предмет.
Фото Интерпресс/PhotoXPress.ru
Появление списка неэффективных вузов и последующее за ним громкое заявление министра образования и науки РФ Дмитрия Ливанова о «неэффективных» преподавателях, которые поэтому и получают низкие зарплаты, привело к ряду политических заявлений от людей и организаций, прежде такой активности не проявлявших. Хоть эти заявления и не вызвали ответной реакции министерства, события получили определенный резонанс в обществе.
Прежде всего речь идет об открытом письме тридцати четырех. Под заявлением «О реформе образования, ее итогах и перспективах» стоят подписи профессоров, докторов и кандидатов филологических наук, заслуженных преподавателей, а также подписи декана факультета филологии МГУ имени М.В.Ломоносова Марины Ремневой и ее заместителей.
Члены ученого совета филфака МГУ имени М.В.Ломоносова начали с описания катастрофической ситуации в сфере гуманитарного образования, а закончили обвинениями в адрес автора образовательных реформ – Высшей школы экономики (НИУ) и ее руководителя Ярослава Кузьминова, а также министра образования и науки РФ Дмитрия Ливанова. Не остались без обвинения и «подконтрольные министерству СМИ», оказывающие давление на массы извне.
Преподаватели обвинили министерство в «конструировании подконтрольной группы «инновационно мыслящих» педагогов, представителей общественности, деятелей культуры, которой был предоставлен режим наибольшего благоприятствования как в СМИ, так и в структурах, подконтрольных Министерству образования». По мнению авторов письма, структуры, связанные с Минобразования, занимаются активной дискредитацией сложившейся еще в СССР системы взаимоотношений по линии школа–университет как коррупционной, оказывают давление на старый ректорский корпус с целью нейтрализации его сопротивления реформам.
Министерство, по мнению преподавателей, занимается форматированием общественного мнения, сопровождая его рядом демагогических подтасовок. «А в последнее время Министерство образования, – считают преподаватели, – перешло к политике прямой дискредитации гуманитарных вузов… Из сферы общественного сознания постепенно, но последовательно вытесняется представление о культурообразующей роли гуманитарного знания».
Подозрения филфаковцев о наступлении на гуманитарную науку подкрепляет еще одно коллективное письмо из Санкт-Петербурга. Там на филологическом факультете СПбГУ объявили о резком сокращении бюджетного приема на бакалавриат. «Вся тяжесть ошибки, уже практически совершенной реформаторами образования в отношении преподавания и статуса филологической науки в СПбГУ, усугубляется отсутствием даже намека на какой-либо исторический прецедент, который продемонстрировал бы необходимость ограничения доступа талантливых, мотивированных, но не очень обеспеченных финансово выпускников к фундаментальному университетскому образованию», – пишут преподаватели филфака СПбГУ в открытом письме на имя руководства вуза.
«В СПбГУ сокращен набор не просто на непопулярные отделения: а все они в 2012 году выполнили план приема (конкурс на языкознании и математической лингвистике – один из самых высоких); число бюджетных мест там и без того минимально – от 5 до 10 человек. Многие из сокращаемых кафедр очень активны с научной точки зрения», – сообщают преподаватели.
В подтверждение этих слов можно привести и новости из министерства, пришедшие на прошлой неделе. Например, такой факт едва ли мог пройти мимо интереса преподавательского корпуса: на 2012 год было выделено более 25 млрд. руб. В форме грантовой поддержки, отметили в министерстве, отработано 3018 проектов, которые охватили все области науки. 80% проектов поровну поделили технические и естественные науки. По 10% досталось гуманитарным наукам и проектам в интересах развития высокотехнологичных секторов экономики. Цифры говорят сами за себя.
И еще один момент, который тоже стал резонансным в череде последних событий. Недопущенный на заседание комиссии по неэффективным вузам председатель Российского студенческого профсоюза Алексей Казак обратился в департамент открытого правительства. Сайт студенческого профсоюза сообщает о намерении Казака сформировать «открытое министерство образования и науки, способное предложить альтернативный вариант развития высшей школы в России, заявить модель оптимальных вузов будущего, а также проработать иные критерии для мониторинга эффективности учебных заведений».
«Чтобы совсем не выпасть из процесса, – заявил новостным агентствам профсоюзный лидер, – мы создаем свое министерство образования для простых людей – не только для элиты и горстки узких людей, которые завладели нашим образованием и делают из него фарс. Если министерство Ливанова не хочет вести диалог, мы будем общаться напрямую с президентом или премьером».
Можно было бы оставить это сообщение и без внимания, но некий политический вес этому заявлению придает поддержка представителей «Единой России». Казака намерен поддержать первый замглавы комитета Госдумы по образованию Владимир Бурматов. Надо полагать, что студентам обеспечена и поддержка депутата ГД РФ Николая Булаева, который входит в общественный профсоюз. Видные представители партии власти, отвечающие за образовательную сферу, совсем не скрывают своих претензий к проводимой ныне реформе образования. Напомним, что ранее министру оппонировали только коммунисты.