0
1805
Газета Образование Интернет-версия

27.11.2012 00:00:00

Из зрителей – в актеры

Тэги: школа, вуз, образование, реформа, технологии


Франция, Великобритания, США, Россия, Италия, ОАЭ, Бразилия, Китай, Корея, Чили – представителей этих и многих других стран собрала Международная конференция IITE-2012. Форум, организованный Институтом ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, состоялся на базе Московского государственного университета экономики, статистики и информатики 13 и 14 ноября.

«ИКТ в образовании: педагогика, образовательные ресурсы и обеспечение качества» – так звучит полное название конференции, в значительной мере отражающее круг вопросов, обсудить которые собрались представители академического сообщества, министерств и ведомств, занимающихся образованием. Встреча состоялась в МЭСИ неслучайно. Университет был одним из вузов, которые участвовали в середине 1990-х годов в создании Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. С тех пор и до настоящего времени эксперты вуза участвуют в проектах и мероприятиях института.

Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании не модная тенденция, а потребность времени.

Во-первых, новых подходов в образовании ждут сами студенты. Вот, например, результаты социологического исследования, проведенного среди студентов в Австралии. 77,7% из них пользуются Интернетом для выполнения исследований, 89,1% считают, что смартфоны и мобильные устройства нужны в учебном процессе, 64,8% сочли использование ИКТ в образовательном процессе важным, 72,1% отметили, что их использование в аудитории помогло бы ощущать себя увереннее.

Во-вторых, технологии позволяют решить целый ряд важнейших проблем. «ИКТ в образовании необходимо использовать для создания общества знаний», – считает Дендев Бадарч, представитель ЮНЕСКО в Армении, Азербайджане, Беларуси, Республике Молдова и Российской Федерации. «Технологии помогут раскрыть главный потенциал России – человеческий», – подчеркивает Николай Прянишников, президент компании «Майкрософт» в России.

ЮНЕСКО отмечает, что высшее образование становится массовым или, как уже отмечается в некоторых публикациях, всеобщим. На это существует ряд причин: нехватка высококвалифицированных кадров в некоторых странах (например, в Китае она составляет три миллиона человек) и необходимость переобучения безработных (так, из 300 млн. населения арабского мира 80 млн. не могут найти работу). Удовлетворить все эти потребности способно только дистанционное образование.

Безусловно, технологии сами по себе не улучшат качество образования – необходимо уделять пристальное внимание профессиональным компетенциям учителей и развитию образовательных ресурсов. Внедрить изучение ИКТ в первичное педагогическое образование – таков первый шаг. При этом подготовка педагогов требует особого формата. «Если мы требуем от преподавателей индивидуального подхода к учащимся, нужно создавать и им подобные условия», – подчеркнул Александр Уваров, представитель Информационно-вычислительного центра РАН. Обучению преподавателей будут также способствовать создание виртуальных профессиональных сообществ, совместное обучение, тематические видео-исследования, ИКТ-коучинг.

Если говорить о конкретных навыках и умениях, которыми должны обладать современные педагоги, то они определены в рекомендациях ЮНЕСКО «Структура ИКТ-компетенций учителя». Документ вышел в 2011 году на нескольких языках. Россия пока только рассматривает эти стандарты.

«Учителя должны уметь использовать уже готовый продукт, созданный другими, и адаптировать его для собственных нужд», – уверена Диана Лориллард из Лондонской лаборатории знаний при Институте образования. Она также подчеркнула, что педагог имеет право менять и корректировать свой подход, методы преподавания, учебный контент. Это связано с тем, что современные ученики ждут перехода от пассивного обучения к активному, к обучению через обсуждение или в процессе игры, в том числе в виртуальных мирах.

Цзяньчжун Ча, представитель китайского университета Чжаотун, провел следующую аналогию: «Если в старой модели образования учитель – это актер, а ученики – зрители, то в новой актерами становятся ученики, которые принимают активную роль в процессе обучения, а учитель выступает их режиссером, дающим рекомендации».

Нынешняя ситуация выдвигает новые требования к учебным материалам и образовательным ресурсам. Пожалуй, главное из них – актуальность, подчеркнул Владимир Тихомиров, научный руководитель МЭСИ. «То, что вчера было на сайте, сегодня преподаватель обязан рассказать студентам в аудитории», – уверен ученый. Такой подход позволит студентам учиться жить на уровне культуры и наиболее прогрессивных идей своего времени, а ведь именно в этом состоит миссия университетов.

Подводя итоги конференции, ее участники пришли к однозначному выводу: сегодня ИКТ – та движущая сила, которая решит проблему непрерывного и устойчивого развития образования и обеспечит людей необходимыми компетенциями для полноценной жизни и эффективной работы в современном обществе.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Сфера энергетики России и Казахстана может стать общей

Сфера энергетики России и Казахстана может стать общей

Виктория Панфилова

В Астане военные самолеты будут обеспечивать безопасность российского президента

0
1432
Лукашенко рассказал, как Пакистану спастись от турбулентности

Лукашенко рассказал, как Пакистану спастись от турбулентности

Дмитрий Тараторин

Президент Белоруссии провел в Исламабаде переговоры и дал дружеские советы

0
1351
В РФ могут создать центры для детей мигрантов по изучению русского языка

В РФ могут создать центры для детей мигрантов по изучению русского языка

0
898
ФСБ сообщила о лишениии аккредитации британского дипломата

ФСБ сообщила о лишениии аккредитации британского дипломата

0
732

Другие новости