0
2025
Газета Образование Интернет-версия

20.11.2012 00:00:00

По вузу и ниша

Сергей Дубовицкий

Об авторе: Сергей Викторович Дубовицкий - заместитель проректора по стратегическому развитию Дальневосточного федерального университета.

Тэги: вузы, вуз, университет


вузы, вуз, университет Фото Reuters

После появления в печати списка вузов с «признаками неэффективности» в ректорском сообществе да и среди простых граждан тема сокращения вузов, пожалуй, одна из самых популярных. И обсуждая ее, надо быть честными: сокращение «неэффективных» вузов можно и нужно регулировать контрольными цифрами приема, а не административными мерами. Рыночная селекция тоже хорошо работает, но государству важно понимать, чего мы хотим достичь.

К примеру, только в одном небольшом штате Массачусетс (США) действует примерно 250 вузов. При этом там находится два сильнейших вуза в мире: MIT и Гарвард. Однако никто и не думает закрывать какой-либо из них в принудительном порядке: все вузы нашли свою нишу.

В нашей стране действительно назрела необходимость укрупнения вузов и консолидации научных и образовательных ресурсов. Но, с другой стороны, – откуда вдруг она взялась, эта масса вузов и филиалов? Каждый из них получил от государства лицензию, аккредитацию – это ли априори не признак соответствия вуза требованиям государству?

Основные вопросы сегодня вызывает судьба филиалов разных вузов, каждый из которых должен нести свою миссию и роль. Филиалы должны быть, но им необходимо четко обозначать причину своего существования – не отсутствие или недостаток вузов в конкретном регионе или городе, а привязка образовательных программ филиалов к потребностям градообразующих предприятий, формирование филиалов как центров необходимых и уникальных компетенций.

Подчеркну, что подход к консолидации образовательных ресурсов должен быть очень точечным. Можно заметить, что филиалы выполняют и значимую социальную роль. Например, уменьшают отток молодежи из города/региона. Но, с другой стороны, это порождает «медвежью услугу» этим же городам. Ведь в филиалах зачастую (не в обиду хорошим студентам) остаются учиться либо абитуриенты, которым не выехать из города по экономическим соображениям, либо – более слабые абитуриенты, для которых местный вуз становится своего рода элементом страховки. Это приводит к тому, что на выходе мы получим и менее амбициозных специалистов. Но как тогда развивать территории и экономику региона, если ориентироваться не на самых лучших выпускников? Однозначного ответа на этот вопрос нет и не будет. К его решению надо подходить комплексно, будучи честными и требовательными к самим себе.

Если говорить о пользе консолидации и социальных последствиях ее, то в связи с укрупнением ряда вузов и филиалов встает вопрос, а что делать с освобождающимися кадровыми ресурсами? Приведу пример из школы, которая первой ощутила падение рождаемости и, как следствие, контингента школьников. Тогда удачным выходом из ситуации явился переход с 10 на 11-летнее образование. Нагрузка в школах возросла – массового сокращения учителей не случилось. Похожая волна пришла и в вузы, но увеличение продолжительности обучения в вузе уже не видится столь очевидным.

Не секрет, что среди преподавателей сегодня много совместителей. Для вуза это признак дефицита кадров. Для преподавателей – зачастую просто жизненная необходимость. Потому нужна достойная заработная плата для преподавателей, и необходимые для этого ресурсы могут высвободиться в результате определенной консолидации.

Приведу опыт ДВФУ в качестве примера: после объединения университетов в ДВФУ в 2010 году нам поначалу было непросто обеспечить учебный процесс, так как в регионе относительно небольшой преподавательский рынок. После объединения мы поняли, что наши преподаватели работают на три ставки, в то время как в одном вузе один преподаватель не может работать больше, чем на 1,5 ставки. Таким образом, у нас получился даже дефицит преподавателей. Пришлось применять неординарные решения: увеличивать число преподавателей за счет приглашенных на конкурсной основе из соседних регионов и из-за границы.

Консолидация ресурсов дает возможность вузам ставить перед собой новые, более амбициозные задачи. В ДВФУ сравнивали доходы от научной деятельности до и после объединения. Выяснилось, что после объединения университетов ДВФУ удалось заработать в два раза больше, чем годом ранее с учетом суммы вместе взятых разрозненных вузов. Анализ показал, что в прежних условиях у вузов просто не было возможности браться за серьезные междисциплинарные исследования, коммуникация между вузами и учеными носила конкурентный характер. А после объединения выполнение сложных проектов стало возможным для ДВФУ.

Однако все это хорошо до определенных пределов, так как есть и обратные примеры. Вспомните старейший во Франции университет – Сорбонну. В 1970 году из крупнейшего вуза он был реорганизован в 13 отдельных университетов. Причиной стали проблемы его управляемости и даже угроза социальной стабильности. В 1968 году во Франции произошли крупные студенческие волнения. Высокая активность студентов и их чувствительность к происходящему сказывались даже на раскладе политических сил у власти. То есть во всем нужна мера.

У вуза всегда должна оставаться мотивация на саморазвитие. Монополизм – это плохо. Помимо ДВФУ во Владивостоке работают и другие вузы: на образовательном рынке, так же как и на любом другом, необходимы альтернативные предложения. При этом главным должна быть ориентация на студента, на качество его подготовки, чтобы готовый специалист мог с легкостью находить себе работу.

Владивосток


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Застройщикам, для которых вводилась льготная ипотека, опять потребовалась помощь

Застройщикам, для которых вводилась льготная ипотека, опять потребовалась помощь

Анастасия Башкатова

Жилищной отрасли предстоит долго распутывать клубок проблем с ценами и кредитными ставками

0
1621
В Европе и США отвергают старую климатическую повестку

В Европе и США отвергают старую климатическую повестку

Михаил Сергеев

Россия, кажется, продолжит переход к углеродной нейтральности

0
1394
Следить за разливом нефтепродуктов будут в еженедельном режиме

Следить за разливом нефтепродуктов будут в еженедельном режиме

Ольга Соловьева

Министры планируют оценить экологический и экономический ущерб от загрязнения мазутом Черноморского побережья

0
1260
"Газпром" проводит работу по оптимизации численности сотрудников своего центрального аппарата

"Газпром" проводит работу по оптимизации численности сотрудников своего центрального аппарата

  

0
889

Другие новости