Увы, в народе ЕГЭ не очень жалуют.
Фото Trend/PhotoXPress.ru
Два дня назад истек срок подачи поправок в Закон «Об образовании в РФ». Всю прошедшую неделю на интернет-форумах и встречах вживую обсуждали фактически только это. Свое слово сказали Общественная палата РФ и Общественный совет при Министерстве образования и науки РФ. И там и там обсуждение добавило много любопытных деталей.
Например, стало известно, почему из законопроекта то и дело исчезают какие-нибудь важные правки. Вот положение о том, чтобы учителя не могли заниматься репетиторством с учениками своей школы за деньги. Ведь явно же коррупционный момент налицо. Но нет. Кто-то упорно вычеркивает этот пункт из ряда целесообразных. Оказывается, в приведенном случае «вычеркиванием» занимается Министерство юстиции. Чем объясняет свои действия? Замминистра образования и науки РФ Игорь Реморенко приводит такую формулировку коллег: «Правовой механизм этой нормы под очень большим сомнением».
И, конечно же, последние обсуждения – время создания окончательных правок. Ректор Высшей школы экономики (НИУ ГУ) Ярослав Кузьминов озвучил, пожалуй, самые спорные из них. Кузьминов предложил запретить прием на первый курс за счет бюджетных средств абитуриентов, не имеющих достаточного общеобразовательного уровня по профильным предметам. «Глубокие троечники» (обучающиеся сегодня, кстати, в большинстве инженерных вузов) низводят высшее образование к профанации. Право устанавливать минимальный порог баллов ЕГЭ для отсеивания неподходящих абитуриентов сегодня существует у вузов. По мнению автора правки, такое право должно быть и у учредителей образовательных организаций, то есть у Минобрнауки РФ.
Погоней за показателями считает Ярослав Кузьминов стремление к введению промежуточной и итоговой аттестации по программам дошкольного образования.
Кроме того, ректор ВШЭ предложил расширить право учащихся, их родителей и законных представителей на получение информации об образовательных организациях. Следующее предложение касалось права коммерческих организаций на реализацию программ профессионального образования. «Речь идет не о приватизации образования, – пояснил Кузьминов, – а наоборот – о вторжении образования в сферу реально существующих на рынке технологий». Кузьминов внес также предложение о независимой государственной аттестации выпускников вузов. И о праве вузов в части признания документов о высшем образовании, ученых степенях и званиях иностранных государств для зачисления студентов и принятия на работу преподавателей.
Члены ОП предложили в законопроект изменения, определяющие необходимость дополнительного финансирования образовательных организаций, работающих с детьми, которым нужны особые условиях обучения. И некоторые другие правки, уже озвученные ранее, на слушаниях в ГД РФ.
Обсуждение темы на Общественном совете свелось фактически к одному пункту – разбору статьи 70 Закона «Об образовании в РФ». Она называется – «Единый государственный экзамен». Казалось бы, чего обсуждать, когда ЕГЭ уже стал повсеместным. Не тут-то было. «Нам не уйти от статистики населения, видения общества, которое не одобряет введение Единого госэкзамена, – сказал член Общественного совета, доцент Российского госпедуниверситета им. А.И.Герцена Сергей Рукшин. – Не надо бояться дискуссии по ЕГЭ, ведь, как только мы вставим это в закон, возврата к прошлому не будет».
Рукшина поддержал Михаил Иванов, директор лицея «Физико-техническая школа» при Физико-техническом институте имени А.Ф.Иоффе РАН. Он вспомнил, как в 1994 году встречался с учителями американских школ и те испытывали неподдельный интерес к советской системе проведения итогового устного экзамена. Напомним, что в тот момент Америка переживала кризис тестовой оценки знаний ученика.
Сам председатель Общественного Совета академик Жорес Алферов тоже не в восторге от ЕГЭ. Он напомнил, что даже в МГУ, сверяя таблицу с данными сдачи ЕГЭ и экзаменом вуза, находят поразительное расхождение в цифрах. Впрочем, и самому дополнительному экзамену в вузе доверия тоже нет. Член Общественного совета и директор Санкт-Петербургской гимназии № 56 Майя Пильдес уверена, что дополнительный экзамен, разрешаемый вузу сегодня в целях набора студентов при большом конкурсе, – это существенный источник коррупции.
Обсуждение Закона «Об образовании в РФ» в Общественном совете породило новый лозунг времени: «За честную дискуссию о ЕГЭ и проведении его формата!» «Общественники» выдвинули фактически одно предложение – вынести ЕГЭ за рамки закона.