Народная примета: игры с образовательными ваучерами всегда заканчивались плохо.
Фото Trend/PhotoXPress.ru
Пересмотреть схему финансирования бюджетных мест в высшем образовании советуют правительству эксперты Агентства стратегических инициатив. Финансируется не бюджетное место в вузе, а конкретный человек. Для этого должен быть введен некий «образовательный капитал», выдаваемый всем выпускникам государственных и частных школ по результатам ЕГЭ и олимпиад. Такое предложение и еще ряд новых других стоят в проекте «дорожной карты», призванной реформировать рынок труда в РФ. Новый документ правительство будет рассматривать в течение трех недель. Скорее всего, говорят эксперты АСИ, документ будет принят во внимание.
Согласно их предложениям, образовательный капитал, как рассказали обозревателю «НГ» в АСИ, должен будет приниматься всеми государственными образовательными учреждениями, при этом 50% финансирования учреждений должно производиться напрямую из бюджета, 50% – на основе образовательных ваучеров учащихся. Номинал капитала будет привязан к баллу ЕГЭ выпускника. Это означает, что чем выше средний балл ЕГЭ, тем больше номинал капитала. Образовательный капитал, считают авторы проекта, создает конкуренцию за «ресурсы» и тем самым «стимулирует улучшение качества образования». Риски при этом эксперты АСИ видят только в одном – недофинансировании малопопулярных, но важных для страны специальностей.
Предлагается в новом документе и так называемая дуальная форма профессионального образования. Что это означает? Новым Законом «Об образовании», принятым на днях в первом чтении в ГД РФ, законодательно разрешается и даже стимулируется возможность проведения отдельных модулей образовательной программы вне образовательных учреждений. Такие занятия теперь предлагают вести, например, на базе предприятий.
При этом АСИ настоятельно советует правительству пересмотреть правила проведения госэкзаменов в системе среднего и высшего образования. Работодатель должен участвовать в работе государственных аттестационных комиссий. В высшем образовании право формирования государственной аттестационной комиссии переходит к попечительским советам, которые должны быть, в свою очередь, сформированы работодателями. И попечительские же советы должны назначать ректоров и управляющий персонал, а также планировать деятельность образовательного учреждения. В среднем профессиональном образовании правительству советуют перенести госэкзамены на территорию предприятий. АСИ рекомендует также создать единый госэкзамен для выпускников вузов. Это позволит более объективно оценить знания выпускника на выходе.
Время требует открыть доступ для получения образования самым широким массам. Поэтому правительству рекомендуется создать федеральные электронные университеты. Начать советуют ни много ни мало с небольшого пилотного проекта «мощностью» в 1 млн. человек.
Что существенно, аккредитация образовательных учреждений, которая была ранее, но исчезла из нового Закона «Об образовании», может вернуться, но стать при этом не государственной, а общественной. Риски в случае создания оной остаются (по признанию самих авторов) теми же, что и были ранее: коррупция и уменьшение самостоятельности вузов при решении принятия тех или иных образовательных программ.
Напоминаем, все эти действия рекомендуется провести правительству, чтобы обеспечить квалифицированными и высококвалифицированными кадрами 25 млн. высокопроизводительных рабочих мест (в соответствии с Указом президента России от 7 мая 2012 года № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике»).
Источниками для таких кадров, по замыслу авторов проекта, станут система базового профессионального образования, система переподготовки и дополнительного (в том числе неформального) образования взрослых и привлечение высококвалифицированных и квалифицированных мигрантов. Основная часть высокопроизводительных рабочих мест будет заполнена за счет переподготовки и дополнительного образования работников. «Дорожная карта» предполагает рост до 50% к 2020 году доли работников формального сектора, проходящих дополнительное профессиональное обучение в течение года, что обеспечит не менее 14 млн. высококвалифицированных специалистов. Остальные рабочие места будут заполняться за счет неформального обучения, в том числе с использованием возможностей Интернета. Приток квалифицированных и высококвалифицированных мигрантов за восемь лет может составить до 1 млн. человек при условии выполнения ряда мероприятий по упорядочиванию и упрощению их доступа на рынок труда.
Справедливости ради надо заметить, что идеи, предложенные АСИ, совсем не новы. В разное время они предлагались правительству разными организациями, но по той или иной причине были им отвергнуты. Так что даже любопытно, что будет на этот раз. Например, идея образовательного капитала уж очень напоминает идею образовательных ваучеров. Появилась она на свет в РФ, когда нынешние авторы предложений Владимиру Путину еще ходили в школу. А в Америке и того раньше. В 1950-х годах в США в правительственных кругах родилась идея дать ученикам публичных школ (как правило, переполненных детьми из бедных семей) оплаченное ваучером право перейти в частную школу с более качественным образованием. Но идея не прижилась по ряду причин.
Первая из причин – никто не мог ответить на вопрос: почему налогоплательщик должен платить за частную школу? Вторая – передача госденег кому-либо всегда сопровождается строгим контролем, а частный сектор ценит больше свободу. В-третьих, сами экономисты критиковали проект, считая, что ваучер будет только стимулировать спрос на образовательные услуги и едва ли окажет сильное влияние на повышение качества образования. И, наконец, чем невыгодной эта идея казалась нам еще несколько лет назад – так это тем, что идея ваучера нарушает положение о бесплатности образования. Впрочем, что изменилось сегодня?
Министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов постоянно говорит о бесплатности образования, и кто-то ему еще верит. Но ваучер (или капитал) вобьет последний гвоздь в крышку гроба бесплатного образования. Ведь по сути своей это документ об оплате обучения, пусть и частичной. И, конечно же, по-прежнему очень трудно будет отделаться от мысли о несправедливости ваучера по той простой причине, что доверия к ЕГЭ мало, а привязка к нему платы за вуз (причем за весь период обучения) будет вызывать много споров и обид.
Идея ЕГЭ для высшего образования гуляет по РФ уже в течение нескольких лет и в свое время тоже подвергалась серьезной критике. А дистанционное образование у нас вообще не считают за образование, и сломить сложившиеся стереотипы общества здесь достаточно трудно. Предлагаемые АСИ инициативы не прописывают деталей (например, АСИ советует правительству собрать научно-педагогическое сообщество для обсуждения концепции электронного университета и т.д.), поэтому довольно трудно судить, насколько они могут повлиять на ситуацию в целом. Некоторые эксперты уже поспешили назвать предложения АСИ «утопическими».