С поздравлениями выступает заместитель председателя Совета Федерации Александр Торшин.
Фото пресс-службы МЭСИ
Исполнилось 80 лет со дня основания первого в мире статистического вуза – Московского государственного университета экономики, статистики и информатики. В рамках юбилейных торжеств состоялся целый ряд мероприятий: Международный образовательный форум «Мир на пути к Smart-обществу» и праздничное заседание в Росстате, куда много лет университет поставляет кадры.
«Мы тогда жили в общежитии, которое находилось прямо в здании института. Комнату на 10 человек обогревала буржуйка, дрова для которой рубили прямо здесь – в комнате, – рассказала выпускница МЭСИ 1946 года Галина Громыко. – За год до того, как я закончила вуз, выпуск был всего пять человек – вот и весь масштаб института в то время».
Сегодня МЭСИ – один из крупнейших вузов страны: в головной организации и региональных подразделениях образование получают более 70 тыс. человек. Около 15 тыс. из них – иностранные студенты из 52 стран мира. Вуз, известный как кузница кадров для Госкомстата СССР, и сегодня активно сотрудничает с Росстатом. «Надеемся, что и впредь университет будет поставлять нам молодых, активных и амбициозных сотрудников», – сказал выпускник МЭСИ, руководитель Федеральной службы государственной статистики Александр Суринов. А заместитель председателя Совета Федерации Александр Торшин отметил: «80% ваших выпускников находят работу по специальности – это очень хороший показатель».
«Газпром», Центральный банк России, фирма «1С», администрация президента, министерства и ведомства, международные организации, такие как ЮНЕСКО И ООН, – везде сегодня можно встретить выходцев из университета. «Каждый десятый сотрудник нашего управления – выпускник МЭСИ», – отметил заместитель начальника Главного государственно-правового управления президента РФ Артур Муравьев.
Готовность выпускников к эффективной работе в экономике обеспечивают самые современные знания, полученные благодаря высокому уровню профессорско-преподавательского коллектива, прогрессивным технологиям учебного процесса, прочной связи образования, науки и практики. Это в своем обращении подчеркнул мэр Москвы Сергей Собянин. Определил он и роль МЭСИ в российском образовательном пространстве: «Университет сегодня является одним из ведущих экономических вузов страны и по праву входит в десятку крупнейших профильных учебных заведений».
К словам поздравления присоединился заместитель префекта Западного административного округа Константин Сидячев: «1 сентября я езжу только туда, где мне нравится, где есть дух и драйв, – я езжу в МЭСИ. Это действительно лучший университет в Западном округе». Не только особую атмосферу, но и способность решить главные студенческие проблемы отметил председатель Российского профсоюза студентов Алексей Козак: «МЭСИ удалось самостоятельно устранить сложности со стипендиальным обеспечением, расселением студентов и трудоустройством выпускников. У вуза есть прекрасное общежитие, и списки претендующих на заселение публикуются в Интернете абсолютно открыто. Вообще МЭСИ – лидер информационной открытости, это то, чему стоит поучиться многим российским вузам».
Любопытную историю знакомства с МЭСИ рассказал профессор американского университета Джорджа Вашингтона Майкл Станкоски: «Однажды, лет десять назад, меня очень удивило письмо, пришедшее на мою электронную почту, – оно было на кириллице. Это было письмо от Владимира Тихомирова, который писал: «Я слышал, что Вы занимаетесь серьезными исследованиями в области управления знаниями. Пожалуйста, приезжайте к нам в Россию, чтобы поделиться с нами своими идеями»».
Переняв лучший зарубежный опыт и продолжив собственные исследовательские разработки и практические внедрения, МЭСИ завоевал уверенные позиции на мировом образовательном рынке. «МЭСИ – флагман российского образования и заслужил уважение во всей Европе, – подчеркнул генеральный секретарь Европейской сети дистанционного и электронного обучения Андраш Сюч. – Вы внесли огромный вклад в интернационализацию, глобализацию и повышение качества образования».
Однако для того, чтобы добиться признания, вузу потребовались долгие годы и усилия всего коллектива. «В те времена, когда я был ректором МЭСИ, было много высококвалифицированных преподавателей, но не было интереса к статистике, соответственно не было и набора, – вспомнил прошлое руководитель вуза с 1966 по 1972 год Михаил Королев. – Колоссальные изменения произошли, когда началась эра компьютеризации. А сейчас уже все выпускники владеют информационно-коммуникационными технологиями». Именно по инициативе Королева МЭСИ начал активно заниматься разработками в области автоматизированного обучения. Произошло это еще в начале 1960-х годов, после того как ректор прошел научную стажировку в Мичиганском университете в США.
«Когда я принял университет в 1992 году, страна стояла на распутье, а вуз – на грани ликвидации: у нас не было средств даже на зарплату преподавателям, – рассказал Владимир Тихомиров, ныне являющийся научным руководителем вуза. – Сегодня МЭСИ – первый в России электронный университет, в котором весь образовательный процесс может идти через Интернет».
20 лет вуз занимается развитием высоких технологий в обучении. Первым в стране университет заговорил о новой философии образования – Smart education. Чтобы обсудить перспективы его развития в России, МЭСИ инициировал проведение форума «Мир на пути к Smart-обществу». Встреча собрала руководителей сферы образования, специалистов в области ИКТ, зарубежных гостей – всего около 3500 участников.
Лейтмотивом форума стала мысль: развитие информационно-коммуникационных технологий и Интернета неуклонно ведет нас к Smart, или умному обществу. Данная стратегия стала эталоном для США, Кореи, Японии, многих европейских стран. Для них Всемирный банк спрогнозировал изменение структуры национального благосостояния: всего лишь 5% от него составят природные ресурсы, а вот производственный капитал и знания и умение ими распорядиться – 18% и 77% соответственно.
Активно заговорили о Smart и в России. «Пройдет пять–восемь лет, и треть от ныне работающих в Москве будут трудиться на дому благодаря Интернету, – считает президент Ассоциации некоммерческих образовательных организаций регионов Александр Вильсон. – Нужны новые гибкомыслящие специалисты. Готовить их призвана современная Smart-школа». Свое видение того, каким будет выпускник инновационного учебного заведения, представил Владимир Тихомиров: «Гражданин Smart-общества учится на протяжении всей жизни, создает инновации, ищет совместно с властью пути решения социальных проблем, становится гражданином мира».
Однако пока большинство российских вузов не способны дать студентам необходимые для жизни в Smart-обществе знания и навыки. О неуверенности выпускников в своем будущем после окончания alma mater говорят результаты опроса, который провело Агентство стратегических инициатив. На вопрос «Вы получили качественное образование мирового уровня?» утвердительно ответили 80% респондентов; «Ваши преподаватели мирового уровня?» – 40%; «Ваше образование позволяет вам найти высокооплачиваемую работу в любой стране мира?» – 2%. Совершенно очевидно, что отечественная высшая школа нуждается в серьезных переменах.
Гости форума обратились к зарубежной практике. «Ключевые аспекты современного Smart-образования – это создание гибкой и открытой среды обучения: использование гаджетов, открытых образовательных ресурсов, системы управления», – разъяснил новую образовательную стратегию генеральный секретарь Корейского совета по университетскому образованию Дэ-Джун Хван. Сегодня в Корее действуют 20 кибер-университетов, в которых место и время обучения выбирают студенты. Благодаря этому дистанционное обучение становится все более востребованным.
В этом году Открытый университет Великобритании занял первое место по удовлетворенности студентов, обойдя Оксфорд и Кембридж. Всего в мире сегодня насчитывается более 43 млн. онлайн- студентов. В Китае и Южной Африке каждый десятый обучается дистанционно. В США 30% студентов прошли обучение по как минимум одному онлайн-курсу. Если говорить о качестве, то, например, в Греции 68% учащихся согласны, что технологии улучшают обучение.
Познакомившись с передовым зарубежным и отечественным опытом, участники встречи определили конкретные шаги по реализации Smart-образования в России. Первостепенные задачи – обеспечить развитие информационных технологий и сделать их полезными для общества и человека. Необходимо создание межуниверситетского образовательного пространства, когда материалы одного вуза в цифровом формате были бы доступны для другого вуза. Параллельно с дистанционным образованием студенты должны проходить практику в лабораториях сразу нескольких университетов. Крайне важно создать систему по оценке качества электронного обучения.
В реализации данных направлений МЭСИ уже проделал значительный путь. Сегодня каждый студент университета, независимо от места его проживания, имеет доступ ко всем образовательным ресурсам вуза, расположенным в Интернете. Все электронные курсы МЭСИ соответствуют международным стандартам. «Ваш университет является двигателем перемен в области электронного образования, – отметил успехи МЭСИ президент Европейской ассоциации университетов дистанционного обучения Уилл Свонн. – Вы несете обучение в большое количество регионов и тем самым даете возможность огромному количеству студентов получить качественное образование».
Секрет столь успешной деятельности университета открыла ректор МЭСИ Наталья Тихомирова: «80 лет назад в институте собрались эрудированные, целеустремленные и смелые преподаватели. Им удалось главное – сформировать коллектив единомышленников, постоянно стремящийся к творческому поиску. Результат – мы стали пионерами во многих направлениях. Уверена, впереди у нас большие перспективы».