0
2552
Газета Образование Интернет-версия

05.06.2012 00:00:00

Учителей вербуют в чиновники

Тэги: образование, чиновники


образование, чиновники Дмитрию Ливанову и вице-премьеру по социальным вопросам Ольге Голодец, курирующей и образование, есть что обсудить.
Фото с официального сайта правительства РФ

«Будущая команда Министерства образования и науки будет практически полностью новая. Я могу сказать, что она не будет состоять из чиновников. Она будет состоять из людей с опытом практической работы и реальных достижений. В школе, в вузе, в науке. Я считаю, что это принципиально важно», – сказал в своем первом интервью после назначения, размещенном на сайте «Умная школа», министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов. Тем самым он родил на свет новую сенсацию. Впрочем, как оказалось, не для всех…

«Только за 20 лет работы министерства произошло как минимум 12 его реорганизаций, – заметил в беседе с обозревателем «НГ» член-корреспондент Российской академии образования (РАО) Александр Абрамов. – В результате большинство людей, которые что-то умели, по тем или иным причинам покинули ведомство. Сегодня мы наблюдаем работу эффективных менеджеров, которые если чему и научились и научили других, так это перекладывать бумажки отчетности. Впрочем, сама мысль о том, чтобы привлечь к работе в министерстве людей, способных ставить и решать реальные задачи, уже приятна».

По мнению Александра Абрамова, сегодня действительно нужна иная структура управления, «заточенная» под решение определенных задач. Пусть даже и под задачи создания «открытого министерства». Но вопрос в другом – как избежать во время чистки аппарата исхода из него действительно нужных образованию людей. Если бы министерство было поделено на два ведомства – решить такую проблему было бы легче. «А в нашем случае, – говорит Абрамов, – мы имеем дело с колоссальным аппаратом, осуществляющим руководство структурами от детского сада до научно-исследовательского института. Набрать с ходу такое количество людей в аппарат будет достаточно проблематично».

По мнению эксперта «НГ», новому министру нужно начать свою работу с опубликования статистических и отчетных данных. Ведь многие люди делают свои выводы по не подтвержденным статистикой примерам. Вторая совершенно необходимая вещь – нужно понять, куда привели достижения последних лет работы министерства, и поменять курс образовательной политики в стране.

Кстати, встречное предложение делают Ливанову (пока в кулуарах) академики Российской академии наук. Оно появилось почти сразу после предложения Дмитрия Ливанова провести «всесторонний аудит» РАН. «Нам предстоит понять, где вообще мы находимся в науке», – сказал он в том же интервью Тине Канделаки. И, похоже, «буря восторга» от академического сообщества по этому поводу еще впереди.

Как ни странно, предложение Ливанова об открытом правительстве достаточно прохладно приняло учительское сообщество. И что удивительно, даже при обсуждении первого публичного интервью министра на форумах практически никто не уделил именно этому пункту интервью должного внимания.

«Может, и имеет смысл пригласить к работе в аппарате министерства двух-трех учителей для лучшего понимания самого же министра, что происходит в сфере школьного образования вообще, – сказала обозревателю «НГ» победитель Всероссийского конкурса «Учитель года – 2007» Анна Мехед, преподаватель московской школы № 2030. – Но при этом данные люди должны иметь как минимум два образования – экономическое и педагогическое. А вообще делать ставку на то, что простой учитель развяжет гордиев узел проблем в федеральном ведомстве – мне кажется преждевременным. Звучит красиво и заманчиво – приблизиться министерству к той жизни, что происходит сейчас в образовании, но сегодня, увы, в самой учительской среде мало людей с государственным типом мышления».

Гораздо с большим энтузиазмом восприняли речь министра люди из вузовского сообщества. Исак Фрумин, проректор Высшей школы экономики, научный руководитель Института развития образования, сказал в беседе с обозревателем «НГ», что горячо поддерживает нынешнее намерение министра. По его мнению, в образовательном сообществе и сегодня достаточно людей, в том числе и в среде учительства, способных к работе в аппарате министерства. «Не надо забывать, что и нынешний замминистра образования Игорь Реморенко, и многие руководители образования на региональных уровнях – это все бывшие учителя», – напомнил Исак Фрумин. – А Дмитрий Ливанов, как бывший руководитель научно-исследовательского университета, принимая какое-то важное решение в области высшего образования, всегда будет ставить себя на место ректора, что само по себе уже ценно».

Настрой оппозиционно настроенных людей в обобщенном виде выглядит сегодня так: попытка власти поговорить с народом всегда была игрой в одни ворота. К примеру, публичное обсуждение законов об образовании и стандартов среднего образования пока не привело к реальному результату. Посмотрим, что получится на этот раз.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Депутаты выступили за возвращение пионерлагерей

Депутаты выступили за возвращение пионерлагерей

Иван Родин

Для детских учреждений летнего отдыха предлагают единую систему воспитания

0
544
Промышленность не подает признаков структурной модернизации

Промышленность не подает признаков структурной модернизации

Ольга Соловьева

У российских предприятий сохраняются досанкционные приоритеты

0
1185
Поощрения для заключенных законом уже предусмотрены

Поощрения для заключенных законом уже предусмотрены

Екатерина Трифонова

Однако в практической работе по перевоспитанию доминирует система взысканий

0
768
Россия готова к жертвам на нефтяном рынке

Россия готова к жертвам на нефтяном рынке

Анастасия Башкатова

ОПЕК+ решит, стоит ли увеличивать добычу в декабре

0
1403

Другие новости