Дмитрию Ливанову и вице-премьеру по социальным вопросам Ольге Голодец, курирующей и образование, есть что обсудить.
Фото с официального сайта правительства РФ
«Будущая команда Министерства образования и науки будет практически полностью новая. Я могу сказать, что она не будет состоять из чиновников. Она будет состоять из людей с опытом практической работы и реальных достижений. В школе, в вузе, в науке. Я считаю, что это принципиально важно», – сказал в своем первом интервью после назначения, размещенном на сайте «Умная школа», министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов. Тем самым он родил на свет новую сенсацию. Впрочем, как оказалось, не для всех…
«Только за 20 лет работы министерства произошло как минимум 12 его реорганизаций, – заметил в беседе с обозревателем «НГ» член-корреспондент Российской академии образования (РАО) Александр Абрамов. – В результате большинство людей, которые что-то умели, по тем или иным причинам покинули ведомство. Сегодня мы наблюдаем работу эффективных менеджеров, которые если чему и научились и научили других, так это перекладывать бумажки отчетности. Впрочем, сама мысль о том, чтобы привлечь к работе в министерстве людей, способных ставить и решать реальные задачи, уже приятна».
По мнению Александра Абрамова, сегодня действительно нужна иная структура управления, «заточенная» под решение определенных задач. Пусть даже и под задачи создания «открытого министерства». Но вопрос в другом – как избежать во время чистки аппарата исхода из него действительно нужных образованию людей. Если бы министерство было поделено на два ведомства – решить такую проблему было бы легче. «А в нашем случае, – говорит Абрамов, – мы имеем дело с колоссальным аппаратом, осуществляющим руководство структурами от детского сада до научно-исследовательского института. Набрать с ходу такое количество людей в аппарат будет достаточно проблематично».
По мнению эксперта «НГ», новому министру нужно начать свою работу с опубликования статистических и отчетных данных. Ведь многие люди делают свои выводы по не подтвержденным статистикой примерам. Вторая совершенно необходимая вещь – нужно понять, куда привели достижения последних лет работы министерства, и поменять курс образовательной политики в стране.
Кстати, встречное предложение делают Ливанову (пока в кулуарах) академики Российской академии наук. Оно появилось почти сразу после предложения Дмитрия Ливанова провести «всесторонний аудит» РАН. «Нам предстоит понять, где вообще мы находимся в науке», – сказал он в том же интервью Тине Канделаки. И, похоже, «буря восторга» от академического сообщества по этому поводу еще впереди.
Как ни странно, предложение Ливанова об открытом правительстве достаточно прохладно приняло учительское сообщество. И что удивительно, даже при обсуждении первого публичного интервью министра на форумах практически никто не уделил именно этому пункту интервью должного внимания.
«Может, и имеет смысл пригласить к работе в аппарате министерства двух-трех учителей для лучшего понимания самого же министра, что происходит в сфере школьного образования вообще, – сказала обозревателю «НГ» победитель Всероссийского конкурса «Учитель года – 2007» Анна Мехед, преподаватель московской школы № 2030. – Но при этом данные люди должны иметь как минимум два образования – экономическое и педагогическое. А вообще делать ставку на то, что простой учитель развяжет гордиев узел проблем в федеральном ведомстве – мне кажется преждевременным. Звучит красиво и заманчиво – приблизиться министерству к той жизни, что происходит сейчас в образовании, но сегодня, увы, в самой учительской среде мало людей с государственным типом мышления».
Гораздо с большим энтузиазмом восприняли речь министра люди из вузовского сообщества. Исак Фрумин, проректор Высшей школы экономики, научный руководитель Института развития образования, сказал в беседе с обозревателем «НГ», что горячо поддерживает нынешнее намерение министра. По его мнению, в образовательном сообществе и сегодня достаточно людей, в том числе и в среде учительства, способных к работе в аппарате министерства. «Не надо забывать, что и нынешний замминистра образования Игорь Реморенко, и многие руководители образования на региональных уровнях – это все бывшие учителя», – напомнил Исак Фрумин. – А Дмитрий Ливанов, как бывший руководитель научно-исследовательского университета, принимая какое-то важное решение в области высшего образования, всегда будет ставить себя на место ректора, что само по себе уже ценно».
Настрой оппозиционно настроенных людей в обобщенном виде выглядит сегодня так: попытка власти поговорить с народом всегда была игрой в одни ворота. К примеру, публичное обсуждение законов об образовании и стандартов среднего образования пока не привело к реальному результату. Посмотрим, что получится на этот раз.