Урок в обычной школе может проходить и на полу, если это послужит делу.
Фото Максима Бакшеева
Примерно к пятому году модернизационных изменений в российском образовании стало ясно, что ключевая фигура провозглашенной новой школы – все-таки учитель. Если до этого была задача построить новые школы, отремонтировать старые (или хотя бы туалеты в них), позже – завезти в школы электронное оборудование (или хотя бы просто подержанные компьютеры), то сегодня нет сомнения уже ни у кого, что в центре всех преобразований стоит учителm. А значит, его надо переучить, доучить, а то и исключить из образовательного процесса.
Чтобы в школе остались лучшие педагоги, процесс оценки качества труда учителя решили хоть каким-то образом формализовать. Возникли критерии этой самой оценки. Они потребовали много бумажной работы. Пошли жалобы учителей. Но чего не перетерпишь ради хорошего дела! За чадами теперь не только следят учитель и родитель с электронным журналом и дневником, но и всевидящий старший брат. Камеры с избирательных участков перекочевали частично в школы.
И все равно больших сдвигов в качественном составе учительства не произошло. И в учебе детей – не случилось. Пример – пробный ЕГЭ по математике, который показал, что количество двоек не то что не уменьшилось, а еще и возросло по сравнению с прошлым годом. Можно говорить, что система еще просто не сработала. Попробуем все-таки подсмотреть, что происходит в других странах, испытывающих те же самые проблемы, что и мы.
«В Чехии было то же самое, – рассказал мне известный в Чехии директор государственной школы в пригороде Праги Кунтарицы Вит Беран, – правительство затеяло реформу, бюрократы написали какие-то программы, действуйте, учителя, спасайтесь сами. И мы пробовали вслепую, щупали дорогу в разных направлениях. Помощь пришла откуда ее и не ждали. От частных лиц. Семья Кельнер – известных в Чехии миллиардеров – предложила общественности два проекта. Один из которых касается помощи обездоленным и талантливым детям «Оpen gate», а второй – учителям. «Помогаем школам прийти к успеху!» – вот так незамысловато по звучанию и с результатом».
Суть этого проекта, как рассказал директор Беран, заключается в том, что учителям помогают выбраться из трясины на сушу. Для этого в каждую школу, которая попадает в проект, направляются консультанты. Мало того что это особенные люди, которые проходят специальный отбор. Как правило, они соединяют в себе еще и несколько профессий.
Вроде бы кое-что российскому учителю звучит знакомо. У нас в школах давно уже есть свои учителя-методисты. Целые методические объединения. Тем не менее в Чехии все по-другому: от самой работы, когда консультант действует, не умаляя достоинства учителей, до конкретного конечного результата данной школы. Сложная и многогранная работа этого консультанта сродни работе менеджера, которого приглашают для разрешения кризисной ситуации на предприятии. Только в данном случае подключите еще и специфику сложного школьного коллектива. Консультанты способствуют созданию благоприятной психологической обстановки в учительском коллективе, знакомят с новейшими методиками преподавания учителей, с новыми тенденциями в образовании, помогают учителю найти подход к ученику, перекинуть мостик к общению с родителями и т.д.
Например, в школе Вита Берана думали над тем, как привлечь родителей к участию в школьных делах. Решили, что родителям класса нужно больше неформально общаться. Сегодня, когда доступны электронные виды связи, встает, как ни странно, очень остро вопрос нормального человеческого общения. В школе Берана сделали на территории учебного заведения кафе, где родители могут не только скоротать время за чашкой чая, но и прослушать какую-то тематическую лекцию, а позже подискутировать на важную тему.
Или в школе думали над тем, как избежать формальности при проведении мероприятий. Сами школьные или даже городские мероприятия – это неплохо, считает директор Беран. Они формируют культурную среду школы, сближают коллектив. Плохо, что их часто проводят для галочки. Родители и дети придумали, например, провести «Ночь с Андерсеном». Дети принесли спальные мешки и остались на ночь в Историческом музее, где им читали произведения Андерсена.
На тот момент, когда я была в школе Вита Берана, там проводили неделю с иностранными студентами. Ее тоже придумали родители. Списались с организациями, занимающимися студенческими обменами. И в школу на неделю съехались студенты разных вузов с разных уголков мира. Они приготовили свои презентации для детей разного уровня и провели их. Все презентации шли на английском языке (школа языковая), рассказ студентов о своей стране был достаточно эмоциональным.
Например, бразильский студент, урок которого я посетила, рассказал о своей стране… через танец. Получилось забавно, образно и наглядно. Я, кстати, тоже кое-что новое узнала о бразильцах. В школе Вита Берана я подсмотрела еще, как проводят уроки в начальных классах. Дети, устав сидеть за партой, вместе с учителем перемещаются на ковер, лежащий посреди классной комнаты. Садятся кружком вокруг учителя, и урок продолжается. Дисциплине это, кстати, совсем не мешает.
Помимо проекта «Помогаем школам на пути к успеху» школа Берана участвует еще в нескольких. Все они предложены различными чешскими и совместными с зарубежными фондами организациями. «И в этом нет ничего плохого, – убежден директор из Кунтарицы, – одному государству школы не вытянуть. Мы сами выбираем программы, которые нам действительно помогают меняться к лучшему».
Прага–Москва