0
2948
Газета Образование Интернет-версия

27.04.2012 00:00:00

Чистых гуманитариев скоро не будет

Тэги: образование, вуз


образование, вуз Приемная комиссия должна знать о достижениях своего абитуриента все, считает ректор РГГУ.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

В преддверии новой вступительной кампании многих абитуриентов и их родителей мучает вопрос выбора. Вся сложность здесь заключается еще и в том, что в реальности выбора-то нет. Большинство по традиции готовы лишь к гуманитарным направлениям. Только зря, убеждают всех чиновники, рынок труда не готов переварить такое количество специалистов. О возможностях для гуманитариев обозреватель «НГ» Наталья САВИЦКАЯ беседует с ректором Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ), членом-корреспондентом РАН Ефимом ПИВОВАРОМ.

– Ефим Иосифович, начнем наш разговор с востребованности ваших выпускников на рынке труда. Напомню, общая ситуация сегодня такая: рынок труда не готов принять специалистов, которых выпускают вузы. И как сопутствующий вопрос к этому: кто сегодня к кому должен прийти – бизнес к вам или вы к бизнесу?

– Сразу успокою, с рынком труда у нас разумное взаимопонимание. Мы готовим, кстати, и кадры для отрасли образования. Следующий момент заключается в том, что у нас достаточно высокая мобильность в гуманитарной сфере. Например, в журналистике работают не только журналисты, в музеях не только музееведы. Насчет того, кто к кому должен прийти, думаю, что это процесс взаимный. И опять же я бы не стал утверждать только так, что высшее образование следует лишь приблизить к «жизни», максимально связав вузы с соответствующим производством. В чем здесь опасность?

То образование, которое должен давать вуз, позволяет студенту в дальнейшем много раз перестраиваться. А если выпускника «натаскают» на конкретную функцию, а она вскоре исчезнет или качественно изменится за ненадобностью, человек останется без возможности быстро приспособиться к новым условиям. И тем не менее, если вузы будут игнорировать процессы, происходящие в экономике, в реальной сфере производства, и не смогут быстро реагировать на запросы рынка, к ним никто не пойдет учиться.

– Недавно у вас прошли гуманитарные чтения, на которых, как я поняла, вы искали пути приложения гуманитарных знаний к жизни. Нашли?

– Мы хотели прежде всего привлечь внимание общества и политического руководства страны к роли гуманитарного знания в нашей жизни. Достижения в инженерной мысли видны каждому человеку. Достижения в гуманитарной области не столь заметны, но они не менее значимы. Не будет никакой модернизации, если у нас не будет соответствующего человеческого капитала. В конце концов, любое управленческое решение – это гуманитарные технологии. Любое решение в социуме на уровне страны или министерства – это гуманитарное решение. Оно имеет гуманитарные причины и следствия. Если оно ошибочное, масштабы последующего за этим разрушения огромны. Вот мы и хотим достучаться до тех, кто принимает решения, что нужно вкладывать ресурсы в развитие гуманитарной науки, особенно в ее практико-ориентированную составляющую.

– А каковы, собственно, пути развития вузовской гуманитарной науки? Набросайте, пожалуйста, ее контуры.

– Здесь все большее значение приобретает конвергенция внутри наук. Междисциплинарные связи действуют внутри истории, социологи, психологии и других наук. Возможен и симбиоз наук, совершенно разных и далеких друг от друга.

На прошедших у нас гуманитарных чтениях мы как раз говорили об интеграционных процессах в когнитивных науках. Центральной темой чтений была обозначена проблема конвергенции наук и интеграция гуманитарного и естественно-научного знания, что весьма убедительно продемонстрировал директор национального исследовательского центра «Курчатовский институт» Михаил Валентинович Ковальчук. Это позволяет специалистам из разных областей наук анализировать понятийный аппарат, исследовать междисциплинарную тематику, а также обмениваться накопленным опытом.

Например, у нас выступала нейролингвист Татьяна Черниговская с докладом «Роль нейронаук и философии в обществе». Директор центра «Биоинженерия» РАН, академик РАН, академик РАСХН Константин Скрябин считает, что расшифровка генома человека ставит сегодня целый ряд крайне сложных задач перед гуманитариями: от проблемы обработки и хранения огромного количества информации до проблемы защиты этой информации и свободы личности.

– Процессы, которые вы сейчас набросали здесь, требуют и другого контингента абитуриентов. А все говорят, что школа дает каждый год все худшее качество подготовки школьника.

– Снижается качество школьного образования, это правда. Но ведь качество снижается не только в школе, оно снижается и в вузе. А задачи, которые перед нами стоят, масштабны. Все зависит здесь от массы обстоятельств, и школа в этой цепи отнюдь не последнее звено. Необходимо, мне кажется, сегодня продолжить разговор о взаимодействии старшей ступени школы и вуза.

Если мы обратимся к недавней истории, то вспомним, что вступительные испытания в вузы никак не коррелировались с тогдашней школьной подготовкой. Теперь школьники готовятся к ЕГЭ, сдают его вне школы, и этот разрыв между школой и вузом уменьшается. Но проблема осталась. Вуз должен взаимодействовать больше с учителем. Не столько в подготовке, сколько в переподготовке. Мы провели съезд учителей истории и сейчас готовимся обсуждать с учителями региональную компоненту школьного образования.

– Вы недавно говорили, что одного ЕГЭ недостаточно для того, чтобы набрать нужный вам контингент студентов.

– ЕГЭ не может быть единственным испытанием при конкурсном наборе в вузы. Сейчас все об этом говорят. Нужно обязательно, чтобы росло и развивалось олимпиадное движение, чтобы было портфолио ученика, в котором собраны результаты его за весь период обучения в школе, эссе о себе, эссе по просьбе вуза, успехи вне школьной программы, в спорте и многое другое. В итоге все это добавляется в самом конце конкурсного набора в вузы к итоговому баллу по ЕГЭ.

А мы остановились на середине и дальше не идем. Есть сомнение, что коррумпированная система не позволит и эту оценку сделать объективной. Оценки за год, конечно, нарисовать, может быть, можно, но и не так легко, а за 10 лет обучения в школе крайне трудно нарисовать свой выдуманный образ.

– Это же большой объем работы – перелопатить все сведения об оценках школьника...

– Да, этим и должна заниматься приемная комиссия вузов в течение года. Они же заинтересованы в нормальном отборе кандидатов. А сотрудники вузов должны получать за эту работу отдельно.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Глобалисты надеются затормозить фрагментацию планетарной экономики

Глобалисты надеются затормозить фрагментацию планетарной экономики

Михаил Сергеев

Мир погружается в период недоверия, непредсказуемости и нестабильности

0
629
Дискуссии о пенсионном возрасте возобновились

Дискуссии о пенсионном возрасте возобновились

Анастасия Башкатова

Из-за инфляции в 2025 году не обойтись без дополнительной индексации выплат

0
832
В России сохраняется высокий уровень эксплуатации рабочих

В России сохраняется высокий уровень эксплуатации рабочих

Ольга Соловьева

Дефицит кадров в промышленности предлагают устранить увеличением налогов для самозанятых

0
1002
Человека все равно жалко

Человека все равно жалко

Евгений Лесин

Новый поэтический сборник Андрея Чемоданова можно не только читать, но и слушать

0
602

Другие новости