Нужна независимая оценка знаний выпускников вуза.
Фото Бориса Бабанова (НГ-фото)
Введение единого экзамена для бакалавров и государственной итоговой аттестации (ГИА) можно считать завершающим мероприятием в преобразовании высшей школы нынешним министром образования и науки РФ Андреем Фурсенко. Если экзамен пока и не введен в обиход, то, по крайней мере, разговоры о нем уже ушли из области досужих. О ЕГЭ как о свершившемся факте говорят сегодня практически все. Например, на прошлой неделе, в преддверии нового вступительного сезона, о ЕГЭ для бакалавров опять говорили ректоры ведущих вузов. Говорили по-разному…
Напомним, что идея такого экзамена родилась в недрах Минэкономразвития, когда искали выход из сложившегося в экономике тупика – вузы не работают в связке с работодателями. А еще точней – работодатели недовольны качеством образования выпускников вузов. При этом, считают в министерстве, совсем не важно, какая именно форма будет у данного экзамена, важен сам принцип: выпускник бакалавриата доказал, что он выучил дисциплину и выполнил определенный минимум работ по ней.
Идею подхватили в Минобразования и развили уже чуть в другом русле. Качество образования бакалавров низкое, потому что проверяющие знания сами же и учат. «Поэтому нам нужна независимая оценка качества знаний выпускников высшей школы», – говорил министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко на встрече с редколлегией «НГ» осенью 2011 года. «Эти испытания заменят привычные вузовские госэкзамены – от их результатов и будет зависеть возможность продолжить образование в магистратуре», – объявил он уже о ближайшем (через 2–3 года) введении ЕГЭ для вузов на коллегии министерства буквально месяц назад.
На прошлой неделе ректор Российского университета дружбы народов Владимир Филиппов на конференции в РИА Новости высказался в поддержку введения ЕГЭ для бакалавров. «В госкомиссии, принимающей экзамены, 70% преподавателей – свои, – напомнил Владимир Филиппов, – они никогда не поставят двойки. Принцип «сам учу – сам принимаю», к выпускному экзамену не подходит». И предложил… тестировать выпускников на компьютере, чтобы сам молодой человек, а не комиссия оценивал бы полученные знания. «Набрал меньше 70 баллов из 100 возможных – диплом не получишь», – лаконично заметил Владимир Филиппов.
«ЕГЭ для бакалавров – это правильное решение, – заявил в беседе с «НГ» ректор Российского государственного гуманитарного университета Ефим Пивовар. – Экзамен должен быть независимым. Должен быть тест на выпуске самого вуза, должен быть тест от работодателей – ничего в этом плохого нет. Но… Не вместо – а как дополнительное испытание. Своего рода дополнительная оценка».
«Экзамен лучше проводить в письменной форме, а проверять его должны работодатели и эксперты, не имеющие отношения к вузу, в котором обучался бакалавр», – считает министр Андрей Фурсенко. «Цель нововведения в том, чтобы государственная аттестационная комиссия комплектовалась не вузом, а министерством, которое, в свою очередь, поручит это сделать группе ведущих университетов, общественным организациям и профессиональным ассоциациям», – расширил «проверяющую» группу на прошлой неделе ректор НИУ–Высшая школа экономики Ярослав Кузьминов.
«Основная идея здесь сводится к тому, чтобы убрать оценку самого преподавателя. Вопрос, как это сделать, чтобы подобное нововведение не стало пустой формальностью? – рассуждает Ефим Пивовар. – Хорошо. Пусть вуз проведет свои испытания. Пусть слово скажет работодатель… Но при нынешней ситуации представить себе, чтобы работодатель приезжал и проверял – это, думается, все-таки не сработает».
В общем, получается, что теоретически ректоры согласны с положением о независимой оценке, но не могут пока себе представить, как технически такое решение можно провести. И вдобавок скептически относятся к участию в этом процессе главных игроков – работодателей.
Есть и еще один спорный момент. В НИУ-ВШЭ сегодня работают много преподавателей-иностранцев. Они не перестают удивляться русской привычке – подсказывать на экзамене и публично объявлять оценки. Ефим Пивовар вспоминает, как в его бытность преподавателем за рубежом там охранялась «тайна оценки». Оценку студенту нельзя выставлять публично, чтобы не унизить его достоинство. Сложно представить себе такое у нас, как и то, чтобы у нас совсем уж не помогали на экзамене. «Это неисправимо, – считает ректор Пивовар. – Это такая общая психология нашего народа. Если хотите – составляющая русской души. Конечно, если подсказка будет как-то репрессивно наказываться, возможно, это что-то изменит в тандеме принимающий–сдающий. Но сама идея помощи на экзамене едва ли исчезнет вообще. Помогали и будут помогать!»
Одним словом, независимая оценка качества знаний будет приживаться на российской почве с трудом и долго. Но, видимо, все равно это будет. Этого требует новое лицо высшей школы. Кстати, напомним ее контуры, которые успело «набросать» нынешнее Министерство образования и науки РФ: дифференциация вузов, поглощение слабых сильными, выделение через конкурс группы ведущих вузов с особым финансированием, закрепление многоуровневой системы (бакалавр, специалитет, магистр), привлечение ученых из-за рубежа, поддержка ученых через мегагранты. И венчает эти усилия независимая оценка труда студентов.