Самый главный вопрос при введении ОРКСЭ в школьную программу – кадровый.
Фото Михаила Мордасова/PhotoXPress.ru
С 1 сентября 2012 года в четвертых классах школ начнут преподавать «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). Об этом было заявлено в ходе коллегии Минобразования и науки РФ на минувшей неделе. Так как предмет становится обязательным, уклониться от его изучения уже вряд ли кому удастся, потому что в противном случае ребенку будет грозить школьная неаттестация.
Напомним, что идея преподавания «Истории мировых религий» была высказана еще в 1988 году, на Всесоюзном съезде работников народного образования. Персональное авторство приписывают Николаю Никандрову, экс-президенту Российской академии образования (РАО).
В 1999 году Министерство образования разрешило обучать школьников основам религии факультативным порядком. Министерский циркуляр того времени разрешал школе предоставлять школьное помещение религиозным организациям для работы с детьми, несмотря на то что это даже противоречило первой статье Закона «Об образовании» «О недопущении деятельности политических партий и религиозных организаций в светских, государственных школах».
В 2009–2011 годах курс «Основы религиозных культур и светской этики» прошел апробацию эксперимента в 19 субъектах РФ. Введение курса в школы сопровождалось резкой критикой оппонентов и скандалами, связанными с изданием учебных пособий. Критики курса говорили, что изучение истории мировых религий не просто вредно, но и опасно. Что «неправильное преподавание» породит «агностицизм или синкретическую позицию», а «детей уведут секты». Учебники по предмету критиковали за «явно выраженный миссионерский характер» и говорили, что они «несостоятельны в научном плане».
В конечном итоге чиновники определились, что учебный курс будет состоять из шести модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религий, основы светской этики. В ходе эксперимента на федеральном уровне было обучено около тысячи тьюторов, которые затем осуществили обучение учителей на базе региональных институтов повышения квалификации.
Cоциологические исследования проводили в течение всего эксперимента. Они показали, что отношение родителей к предмету менялось на протяжении всего этого периода. Согласно последним данным, более 60% опрошенных родителей относятся к введению курса положительно. От изучения предмета отказались 2% родителей в Ярославской области, в Томской области – родители 28 школьников, в Чувашской Республике – 15, в Удмуртской Республике – 1 семья, в Курганской области – 40 семей, в Свердловской области – 13. И каждый пятый родитель (21%) сказал, что ему не была предоставлена возможность выбрать тот или иной модуль.
По словам родителей из регионов, за них выбирали либо чиновники, либо настойчиво рекомендовал директор школы, либо давили родительские комитеты. Школы пытались минимизировать число модулей из-за того, что не хватало учителей.
Сегодня большинство родителей будущих четвероклассников уже сделали свой выбор. 41% родителей выбрали для своих детей «Основы светской этики», 29% – «Основы православной культуры», 20% – «Основы мировых религиозных культур», 6% – «Основы исламской культуры», около 1% – «Основы буддийской культуры» и 0,1% – «Основы иудейской культуры». Школьники будут изучать предмет по часу в неделю в последнем полугодии четвертого года обучения и по часу в неделю в первом полугодии пятого.
Напрашивается закономерный вопрос: а почему именно обучение будет идти в 4–5-х классах? «Учителей начальных классов оказалось проще готовить к введению этого курса», – уверена директор департамента общего образования Минобрнауки РФ Елена Низиенко. – Один учитель может метапредметно проводить его через все остальные предметы».
Вслед за докладом Елены Низиенко на коллегии в министерстве выступали представители от регионов, уже апробировавших курс. Разумеется, все цифры и факты звучали оптимистично. Чтобы у присутствующих не создалось совсем уж радужной картины, министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко скромно заметил, что проблем, конечно, еще хватает. И прежде всего это учебники. Но сегодня цель в том, чтобы зафиксировать позитив и обозначить проблемы. К позитиву взявший следом слово замминистра образования и науки РФ Максим Дулинов отнес и тот факт, что впервые в семьях школьников стали обсуждаться важные вопросы жизни детского социума, которые ранее родителями с детьми и вовсе не обсуждались.
А вот так обосновала возросшую ценность нового предмета министр образования Ингушетии Лемка Измайлова. Предмет «Основы исламской культуры» там, кстати, выбрали более 90% населения. «Разрешили преподавать в школах республики историю ислама еще в 2000 году. И тогда была задача – увести ребят из леса», – сказала министр. Теперь задача состоит в том, чтобы «увести от ислама» – дать школьникам более широкое представление и о других религиях тоже. Хотя, как показали опросы, родители в Ингушетии при любом наборе модулей все равно выбирают ислам.
Предусматривая такую ситуацию, чиновники решили, что четыре часа любого модуля будут посвящены введению в мировые религии. И еще во время коллегии прозвучало, что весомым аргументом в пользу введения обязательного предмета ОРКСЭ в школы стали массовые беспорядки на Манежной площади в декабре 2010 года.