С каждым годом совершенствуются задания ЕГЭ, его процедура и безопасность – и все равно доверия к нему нет...
Фото Интерпресс/PhotoXpress.Ru
Менее чем через месяц начнется досрочная сдача ЕГЭ. Кстати, звучит почти как досрочное голосование... Основная волна пойдет с 28 мая, ЕГЭ будут сдавать выпускники текущего года. А выпускники школ прошлых лет смогут сдать ЕГЭ в июле. В общем, менее чем через месяц начнут кипеть нешуточные страсти. И опять в который раз все начнут задавать один и тот же вопрос: зачем он нужен, этот ЕГЭ.
Разумеется, каждый новый сезон вносит свои коррективы и в организацию ЕГЭ, и в сами контрольно-измерительные материалы. Тем не менее доверия к ЕГЭ по-прежнему нет. 41% россиян, согласно данным фонда «Общественное мнение» (ФОМ), считают, что с введением ЕГЭ уровень коррупции только возрос. И согласно последним данным ВЦИОМа, 39% респондентов негативно оценивают идею создания независимых центров оценки образования и только 32% – положительно.
На семинаре в Высшей школе экономики (НИУ ГУ) научный руководитель ВШЭ Евгений Ясин попробовал поразмышлять на эту тему. Странная ситуация складывается, по мнению видного экономиста. Независимость суда поддерживается гражданами, а независимость ЕГЭ – нет. Между тем независимость суда и ЕГЭ, по мнению Евгения Ясина, это в некотором смысле одно и то же. Всем предлагаются единые правила. Конечно, это некий новый порядок, к которому мы не привыкли. И особенность переживаемого нами момента состоит в том, что мы, естественное государство, в котором люди приучены жить при порядках ограниченного доступа (кто-то имеет ограниченный доступ к общественным благам в силу привилегий, денег, связей), а хотим перейти к порядкам открытого доступа (ограничен только законом, соблюдаемым всеми).
Вроде бы и независимый суд, и ЕГЭ – это примеры открытых порядков. Так в чем же тогда разница между независимостью ЕГЭ и независимостью судей? По мнению Ясина, внедрение ЕГЭ активно поддерживается государством. А раз государство воспринимается дискутирующей о ЕГЭ частью общества – как источник насилия, то, значит, этому надо сопротивляться. Независимость судей государством тоже поддерживается, но более вяло, чем ЕГЭ. Соответственно задачу сегодня ученый видит в выращивании открытых институтов.
Итак, с каждым годом совершенствуется система защиты ЕГЭ. В этом году тоже есть ряд новшеств. Например, те, что заметно облегчат работу по поиску абитуриентов, выставляющих свои работы в Сети. Если ученик фотографирует работу и выкладывает ее в Интернет, то по особым малозаметным линиям и значкам уже окажется возможным вычислить ее номер. И узнать, кто ее написал. Известно, что на пробном ЕГЭ по математике уже удалось кого-то поймать благодаря этой защите.
Следующий шаг – нынешний ЕГЭ пройдет в режиме видеотрансляции. За абитуриентами будут следить камеры, которые использовались во время проведения президентской кампании.
В прошлом году комиссия при президенте РФ по совершенствованию ЕГЭ предложила создать независимые центры сдачи ЕГЭ. Три города – Ангарск, Димитровград и Заречный (Иркутская, Ульяновская и Пензенская области соответственно) будут участвовать в этом эксперименте. Суть нововведения в создании таких пунктов проведения ЕГЭ, где наблюдателями и проверяющими были бы люди, профессии которых далеки от сферы образования. И уже в этом году школьники указанных городов сдадут «независимый» ЕГЭ. В Ангарске в начале марта прошло пробное тестирование.
При этом все понимают, что все вышеперечисленное в принципе бессмысленно, если не подготовить общество к принятию единого обезличенного правила для всех. И вопрос-то упирается в одно – как?
Кстати, право сдавать ЕГЭ досрочно имеют выпускники вечерних (сменных) школ, призванные в ряды Российской армии; выезжающие на российские или международные спортивные соревнования, конкурсы, смотры, Олимпиады и тренировочные сборы; выезжающие за рубеж на постоянное место жительства или для продолжения обучения; направляемые по медицинским показаниям в лечебно-профилактические и иные учреждения для проведения лечебно-оздоровительных и реабилитационных мероприятий в период проведения ЕГЭ; выпускники общеобразовательных учреждений РФ, расположенных за ее пределами, в государствах со сложными климатическими условиями.
Вроде бы звучит безобидно, а доверия все равно нет…