Онлайн-образование несет новые риски для школьников.
Фото Алексея Калужских (НГ-фото)
Президент РФ Дмитрий Медведев внес поправки в законодательство об образовании, которые позволяют учебным заведениям использовать программы электронного обучения, в том числе дистанционные образовательные технологии, в качестве основного. Электронное обучение, согласно новым поправкам, может использоваться в рамках всех образовательных программ, реализуемых учебными заведениями, и при всех формах обучения. В документ включены требования о создании условий, обеспечивающих использование электронного обучения.
Напомним, что сегодня по окончании такого вида обучения учащиеся не могут получить аттестаты или дипломы, потому что нет соответствующих стандартов, нет программ, не отработана схема начисления заработной платы учителям, преподающим при помощи дистанционных технологий.
Что такое вообще электронное обучение сегодня? Это уроки на специальном портале в Интернете. Ученики получают доступ к учебным материалам в Сети. Обычно это тексты с иллюстрациями, видео- и аудиодополнениями. Во время урока и после него учащимся предлагаются задания на повторение и запоминание.
Школьники выполняют задания и посылают учителям на проверку. Работа в онлайн-режиме позволяет учитывать индивидуальные предпочтения обучающихся и даже периоды их активности. Например, дети-совы, которые приходят в себя только к концу занятий в обычной школе, здесь могут «прийти» на урок тогда, когда им это удобно сделать. Такое обучение обеспечивает индивидуальный подход к ученику. И опыты, смоделированные на компьютере, не всегда удается повторить в обычных условиях, так как не у всех школ бывает хорошая лабораторная база.
Тем не менее те из родителей, кто опробовал систему, все же считают, что обучаться электронным способом могут только мотивированные дети, родители которых готовы постоянно следить за учебой своих чад и вовремя приглашать в помощь отстающим репетиторов.
И еще социологи пугают социальным вакуумом, ведь в школу дети приходят социализироваться. И сразу же возникает еще одна проблема┘ Рассматривать интернет-ресурс в качестве средства обучения – это одно, другое дело – использование Интернета как зоны общения подростков. Исследователи Университета Калгари установили, что пользование интернет-ресурсами и диалоги в социальных сетях трансформируют письменную речь и могут заставить людей разучиться расширять свой словарный запас.
Исследователи из США провели любопытный соцопрос. Для сравнения уровня грамотности и способности использовать все многообразие языка ученые сформировали две группы: читателей печатных изданий и фанатичных интернет-пользователей – потребителей интернет-медийной информации, к которым относятся подписчики новостных порталов, пользователи соцсетей, форумов, чатов. Участникам предложили тесты на грамматику, лексику и словообразование, а результаты тестов подверглись структурному лингвистическому анализу. Выводы ученых разбивают наши новые мифы о всесилии Интернета. Выяснилось, что группа интернет-пользователей отличалась меньшим словарным запасом и лексикой, характерной для интернет-письма, при котором слова и грамматические конструкции были трансформированы или упрощены, они часто изобретали новые слова, ломая нормы классического словообразования. А классические читатели, обладая более богатым словарным запасом и лингвистическим опытом, показали явно большую способность к креативному использованию новых для них понятий и формированию новых слов. Обмен быстрыми сообщениями и преимущественное использование интернет-источников сокращают способность людей к восприятию новых слов и включению их в свой лексикон, сообщает пресс-служба Университета Калгари на основании статьи, опубликованной по результатам исследования.
«Наше предположение, что большой опыт переписки в Интернете создает у людей креативный подход к языку и «раскрепощает» письменную речь, оказалось неверным... На самом деле более гибкое отношение к языку и успешное восприятие нового проявляются у тех, кто читает больше печатных изданий», – считает сотрудник Университета Калгари в Канаде Джоан Ли.
Руководители агентства стратегических инициатив, пытающиеся сформулировать наши задачи на будущее, уверены, что существенный провал государства сегодня связан именно с отсутствием дистанционного образования в РФ. Электронное (онлайн) образование – это самый массовый образовательный процесс, в котором сегодня участвуют около 50 млн. человек. Если применить здесь историческую аналогию, это практически то, что происходило в первые годы установления советской власти, когда в голодной России ликвидировали безграмотность.
В РФ в 2000-х годах государство пыталось что-то сделать, затеяв образовательные интернет-порталы, но идея, в общем-то, не прижилась. Она не стала массовой, и сегодня нет, например, ни одного государственного федерального онлайнового университета. Вопрос здесь один – как поставить Интернет на пользу школьнику, минуя подводные камни интернет-культуры.