На итоговой коллегии.
Фото из Твиттера Министерства образования и науки РФ
В Министерстве образования и науки РФ прошла итоговая коллегия. Министр Андрей Фурсенко отчитался за работу в 2011 году и рассказал о задачах на 2012 год. «Курс на модернизацию будет продолжен», – подчеркнул он.
Присутствующий на коллегии глава администрации президента РФ Сергей Иванов высоко оценил деятельность команды Андрея Фурсенко, особо отметив проекты «Наша новая школа»; программы, направленные на развитие научно-технологического потенциала страны и создание системы независимой оценки качества школьного образования, знакомой простому народу по аббревиатуре – ЕГЭ.
Другие выступающие были тоже в принципе единодушны в оценке работы ведомства: сделано много. До этого, в кулуарах, обсуждали, что министр образования и науки РФ бесстрашно «подставлялся» в течение всего года, защищая некоторые непродуманные действия своих подчиненных и вызывая тем самым «огонь» на себя. А после заседания прижатый к стенке главный редактор радиостанции «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов и вовсе воскликнул в ответ на вопрос, занял бы он должность министра образования: «Ни за что, так как это вообще «расстрельная должность».
В общем, происходящее в зале коллегии без всякой натяжки можно было назвать триумфом руководителей ведомства. Чиновники, уже привыкшие слушать о себе нелицеприятные вещи от порой очень даже разгневанных наших граждан, здесь просто купались во внимании коллег.
Что, собственно, нового прозвучало в оценках деятельности министерства? Как отметил ректор МГУ имени М.В.Ломоносова Виктор Садовничий, у чиновников сменились акценты восприятия критики нововведений: они стали слышать оппонентов. И это пошло на пользу всем. По мнению члена Совета Федерации Зинаиды Драгункиной и главного редактора журнала «Огонек» Виктора Лошака (члена Общественного совета по образованию), министерство стало более открытым и практикует формы общественного участия в своей работе. От аудиторов счетной палаты прозвучало, что сокращение вузов оказалось верным и правильным решением, потому что помогает еще и минимизировать расходы по высшему образованию. Сергей Иванов отметил, что РФ стала активным игроком на рынке интеллектуальной собственности.
Кроме того, в заслугу министерству поставили: достижения в области учительских зарплат (они сравнялись в регионах со средней по промышленности), автономию школ, равнодоступность поступления в вузы, увеличение консолидированного бюджета на образование.
Без оценки состояния образования, разумеется, тоже не обошлись. Но с оговорками┘ «Несоответствие качества образования запросам личности сегодня наблюдается во всем мире», – сказал министр. Ничего хорошего, конечно, в этом нет. Потому что невостребованность в профессии рождает нестабильность в обществе. И главных задач здесь как минимум две: с детства приучать детей учиться и четко дать понять населению, где заканчиваются обязательства государства в области образования и начинаются обязательства самой личности.
Некоторое оживление подуставшей аудитории, слушавшей в течение трех часов нескончаемый поток цифр и названий, вызвало выступление нового члена «большого педсообщества» – председателя комитета по образованию и науке РФ ГД РФ Валерия Черешнева. Депутат сделал бесстрашную попытку заглянуть в будущее нашего образования┘ через призму прошлого. И, процитировав автора труда «О размножении российского народа» Михайло Ломоносова, не преминул напомнить аудитории и парадокс сегодняшний: наша наука на 80% находится в госсобственности, а производство почти на столько же процентов – в частной собственности. В то время как во всем мире пропорции эти держатся на уровне – 50% на 50%. И задав, собственно, риторический вопрос аудитории «Так для кого мы готовим ученых?», депутат процитировал еще одного ученого. Видимо, мысль физиолога Алексея Ухтомского о том, что писательство возникло┘ с горя, сама по себе просилась в аналогию с Минобразнауки РФ.
Напомним цитату. «Я давно думаю, что писательство возникло в человечестве с «горя», за неудовлетворенной потребностью иметь перед собой собеседника и друга!» – писал автор учения о доминанте. Видимо, аналогию депутата Черешнева надо было понимать так: не имея сегодня друзей в лице своего народа, Министерство образования, возможно, будет понято только годы спустя, когда образовательный прорыв России станет уже очевиден всем: и своим, и чужим.