Как адекватно оценить труд учителя – большая проблема.
Фото Романа Мухаметжанова (НГ-фото)
Новая система оплаты труда привела к тому, что начался отток учительской рабочей силы из Подмосковья в Москву. Из городов, расположенных близко к границам Московской области, – в Подмосковье. Об этом рассказали учителя – победители конкурсов прошлых лет, приехавшие в конце прошлой недели для обсуждения темы зарплаты педагогов в Москву.
Нынешняя миграция учителей объясняется, естественно, разницей в зарплате. Например, в Калуге она составляет 5–8 тыс. руб., в Подмосковье – 16 тыс., в Москве – уже 25 тыс. Максимальная средняя зарплата учителей за ноябрь прошлого года в Чукотском округе – 52 тыс. руб. Конечно, считают учителя, решить задачу сглаживания разницы учительских окладов можно, если установить некие базовые федеральные оклады, дополняя их региональными коэффициентами на местах. Но Министерство образования и науки РФ при этом честно напоминает: велик риск, что финансисты, как это было в 90-е годы, могут попытаться свести все расчеты зарплат к минимальным базовым окладам.
Вообще вопросы зарплат, и в частности озвученный уже выше тезис о столь существенной разнице в зарплатах, министерские чиновники относят к митинговым. И с неохотой вступают в дискуссию. Но, видимо, предстоящие выборы президента вынуждают чиновников проводить разъяснительную работу среди населения. Например, ситуация, которая описывается выше, неразрешима, если брать во внимание, что слишком разные условия жизни в регионах, и соответственно привести всех учителей к одинаковой зарплате (как предлагают это сделать лучшие учителя РФ) нереально.
Напомним, что на сегодняшний момент в регионах сложились разные подходы к механизмам оплаты труда. Даже в рамках одного региона в разных муниципалитетах действуют разные системы. Позиция Министерства образования и науки РФ такова, что министерство не может указывать регионам, какую систему оплаты труда выбирать. Но оно предлагает три модели на выбор. Каждая модель представляет определенный подход к распределению средств на зарплату. Регионам предлагается выбрать оптимальный из предложенных подход или сконструировать его самим.
Все модели различаются способом формирования постоянной части зарплаты учителя в школе. Модель, основанная на должностном окладе за 36 рабочих часов учителя в неделю, подразумевает, что внутри этих 36 часов могут быть и учебные часы, и неучебные. Модель, основанная на базовом окладе и повышающих коэффициентах: повышающие коэффициенты могут быть за количество часов, за внеурочную деятельность и т.д. Модель, основанная на человеко-часе, позволяет при расчете учитывать интенсивность труда учителя.
Напомним, что национальную систему оплаты труда разработали в Институте образовательной политики «Эврика». Введение ее, по мнению учителей, вызвало правовой коллапс, финансовые затруднения и прочие проблемы.
А что конкретно изменила новая оплата труда в жизни учителей? В школах почти не стало кандидатов наук, говорят учителя. Изменились критерии оценки деятельности педагогов при оплате их труда, и это привело к такому вот оттоку кандидатов. Здесь надо напомнить, что вообще-то школа в РФ тяготеет к академизму. Нам привычно думать, что наша школа дает знания и навыки. А вот финских учителей и родителей, кстати, больше интересует, счастлив ли ребенок в школе.
Обсуждая тему зарплат, лучшие учителя РФ признались, что они действительно стали зарабатывать больше. Но не намного. При этом соответственно добавилось и самой работы. Напомним, что работа учителя теперь очень зависит от внешних критериев оценки. Критерии разрабатываются каждым регионом. Для того чтобы работа их была видимой, нужно все успехи успевать «протоколировать». Но как правильно оценивать работу учителя, если не все можно формализовать. Как формализовать личность ребенка, например? Если учитель больше часа беседовал с подростком – как оценить такой труд? С одной стороны, беседовал – но только с одним ребенком... А если он при этом кому-то жизнь спас? При нынешнем подростковом суициде – тем более.
Основной итог встречи учителей – прежняя система оплаты труда плоха, но и новая ничуть не лучше. Главный вывод министерских чиновников: мы готовы к диалогу, предлагайте новую систему оплаты, мы и вашу модель рассмотрим.
Впрочем, свои предложения учителя, похоже, уже опасаются озвучивать. Слишком много ответственности. Вспомним, как победитель учительского соревнования 2009 года на встрече с президентом РФ Дмитрием Медведевым озвучил тот тезис, что стимулирующая часть, которая затем распределяется между педагогами, формируется от общего фонда оплаты труда школы. Значит, школам будет невыгодно брать молодых. После выступления педагога министерство взяло тему на заметку, и теперь головная боль директоров школ – отчетность о том, как привлекать молодых.