0
2608
Газета Образование Интернет-версия

07.02.2012 00:00:00

Не только очевидное, но и доказанное про ЕГЭ

Тэги: образование, школа, егэ


образование, школа, егэ Квалификация учителя – главное в обучении детей математике.
Фото PhotoXPress.ru

На прошлой неделе все вдруг вспомнили о ЕГЭ. Кандидаты в президенты пообещали «разобраться» с ним в случае своей победы на предстоящих выборах. Рособрнадзор, игнорируя нападки на свое детище, выставил на своем сайте новые правила сдачи единого экзамена, призванные обуздать коррупцию при прохождении школьниками итоговой аттестации. А ученые рассказали о новых исследованиях в области темы┘

Итак┘ «Система ЕГЭ уничтожает естественную страсть к познанию», – заявил депутат Госдумы РФ Олег Смолин, внося на рассмотрение думцев проект федерального закона «О народном образовании». Как заметил депутат, исследуя самые популярные запросы в категории «наука» в поисковой системе Google, «во всем мире хотят знать, а у нас хотят сдать». Там (на Западе) в первых строках запросов, например, «математика», а у нас – «как сдать ЕГЭ».

И на прошлой же неделе в Высшей школе экономики (НИУ ГУ) прошел семинар, где ученые попытались ответить на вопрос: «Как хорошо сдать ЕГЭ по математике?» Они решили оценить вклад «профессиональных характеристик и практик учителей в результаты ЕГЭ». Автор исследования, старший научный сотрудник Института развития образования ВШЭ Андрей Захаров ответил на вопрос, в какой степени влияет профессиональный опыт учителя на учебные достижения 11-классников. К слову, международные исследования TIMSS или PISA показывают, что основной вклад в достижения учащихся делает семья. А как оценить труд учителя?

С учетом того что у нас учителя более высокой квалификационной категории работают в классах, в которых учатся дети из семей с более высоким социально-экономическим уровнем, то не всегда понятно – чему в большей степени обязана лучшая гимназия города своими достижениями: хорошим учителям или элитным родителям?

И тем не менее ученые выявили, что у детей, с которыми занимается учитель второй категории, результат ЕГЭ по математике примерно на пять баллов ниже, чем в классах, где учитель имеет первую или высшую категорию. (Кстати, присутствующий на конференции в ВШЭ профессор Стэнфордского университета Мартин Карной заметил, что в США категория учителя ничего не значит в плане качества преподавания. От категории зависит всего лишь зарплата педагога!) У нас к категории привязано качество преподавания. И если все сказанное выше справедливо, то сразу же возникает вопрос: где взять много учителей высшей категории?

По результатам исследования также видно, что в среднем учащиеся имеют по математике средний балл 39, но дети, у которых хотя бы один из родителей имеет высшее образование, сдают экзамен в среднем на четыре балла выше.

«Сегодня педагогическому сообществу нужны сигналы: какие обучающие приемы использовать, чтобы добиться лучших результатов на ЕГЭ?» – озвучила мечту всех родителей зампредседателя комиссии по развитию образования Общественной палаты РФ Любовь Духанина.

Что еще влияет на подготовку к ЕГЭ? Ученые посмотрели, как воздействует на учеников разница в количестве учебных часов, затраченных на изучение предмета. Оказалось, что если учителя занимаются математикой с 11-м классом семь-восемь часов, а не четыре часа, то ребята получают оценку по ЕГЭ на девять баллов выше.

Известно, что учащиеся сдают ЕГЭ по русскому языку с более высоким баллом, чем по математике. И это, кстати, влияет на ситуацию поступления в технические вузы, когда претендент с преобладанием гуманитарных знаний имеет выше результат. В связи с чем предлагается сегодня даже подобрать коэффициент, помогающий преломить такую ситуацию в пользу технарей.

У исследователей ВШЭ получилась несколько другая картина. Согласно их выводам, если на математику в учебном плане отводить семь-восемь часов, а не четыре часа (как сегодня), то разница между баллами по русскому и математике будет сокращаться примерно на пять баллов. Увеличение в домашних работах доли сложных заданий по математике, заданий из блока «С», приведет к сокращению на четыре балла разницы достижений учеников по русскому языку и математике.

Резюмировать здесь можно словами проректора ВШЭ Исаака Фрумина: «Мы вкладываем колоссальные деньги в учебные пособия, компьютерные классы. А может быть, стоит просто поставить в учебный план дополнительный час математики?»


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Росстат предъявил образец бюджетной расточительности

Росстат предъявил образец бюджетной расточительности

Ольга Соловьева

Чиновники не хотят привлекать частный бизнес для проведения переписей населения

0
448
Депутаты решили разобраться со свиданиями в СИЗО

Депутаты решили разобраться со свиданиями в СИЗО

Иван Родин

Иностранных консулов будут пускать к согражданам только два раза в месяц

0
381
Не все руководители КПРФ отправятся в Сталинград

Не все руководители КПРФ отправятся в Сталинград

Дарья Гармоненко

Борьба за возвращение городу на Волге предыдущего имени происходит волнами

0
327
Верховный суд запрещает отдельные процессуальные уловки

Верховный суд запрещает отдельные процессуальные уловки

Екатерина Трифонова

К извещению участников уголовного дела подходить формально нельзя, к замене адвоката – можно

0
445

Другие новости