Вчера в Москве начало работу общее собрание Российской академии наук. Главный пункт повестки дня – выборы новых действительных членов и членов-корреспондентов РАН. В понедельник и во вторник проходили собрания отделений РАН, на которых и утрясались списки кандидатов, вынесенные затем на голосование общим собранием.
Ученые, собравшиеся вчера в новом здании Президиума РАН, ждали главного пункта повестки дня: объявление результатов голосования по отделениям РАН. Академики-секретари отделений РАН представляли избранные на заседаниях отделений кандидатуры новых академиков и членкоров. Конкурс был жесточайший – несколько десятков человек на одну вакансию отнюдь не редкость. Вот несколько фамилий.
По Отделению физиологии и фундаментальной медицины в академики выдвинуты хирурги Лео Бокерия и Ренат Акчурин. В члены-корреспонденты по этому же отделению баллотируется хирург же, но глазной, до недавних пор – директор МНТК «Микрохирургия глаза» Христо Тахчиди.
По Отделению общественных наук в академики баллотируются Борис Кузык и Талия Хабриева; а в члены-корреспонденты – ректор Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов Александр Запесоцкий и президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян. Один из членов отделения, попросивший не называть его имени, сообщил «НГ», что соперником Тосуняна был известный политик Сергей Бабурин. Потребовалось три тура голосования, чтобы выбрать между ними. Вопрос решило то, что Тосунян «оказался чуть-чуть, на одну треть ближе к Академии наук – он руководит сектором Института государства и права РАН». Вообще же собеседник «НГ» отметил, что «давление сверху было страшным».
По Отделению глобальных проблем и международных отношений в академики выдвинуты Сергей Рогов и Алексей Арбатов; в членкоры – Виктор Кременюк и Игорь Иванов.
По Отделению историко-филологических наук в членкоры баллотируется Юрий Батурин (специальность – «История науки и техники»).
Плавное течение избирательной процедуры было нарушено академиком Робертом Нигматулиным, директором Института океанологии РАН. С трибуны он жестко отозвался о некоторых кандидатах от Отделения энергетики, машиностроения, механики и процессов управления. «Собственно, ни машиностроение, ни энергетика – это не науки, – начал Нигматулин. – Но такая специальность давала нам возможность выбирать в РАН и не академических людей». Однако сегодня, по мнению Нигматулина, выдвижение в академики, например, Михаила Погосяна, президента ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация», абсолютно незаслуженно: «У нас нет успехов в авиастроении. А перечисленные в справке-аннотации достижения Михаила Погосовича – это банальные достижения».
«По специальностям, по которым мы выбираем управленцев, нужны особые требования, – подытожил академик Нигматулин. – Они не ходят даже на наши собрания. Такими решениями мы теряем уважение не только среди научной общественности, но и среди государственной власти».
Конечно, Нигматулину не менее жестко возразили академики Генрих Новожилов («Генеральные конструкторы, действительно, измельчали. Но это не имеет никакого отношения к нашим избранникам») и Владимир Фортов («Эту дискуссию в нашем отделении мы ведем не первый раз. Для РАН является критически важным поддержать технические науки»).
После этого академики удалились на обеденный перерыв, плавно переходящий в процедуру тайного голосования. Прецеденты в истории РАН случались всякие, но в подавляющем большинстве случаев проходят кандидаты, одобренные на собраниях отделений. Официальные итоги голосования будут известны сегодня вечером.