Чем хороши Общие собрания Российской академии наук (ОС РАН), так это своей предсказуемостью и отличной организацией. Здесь все продумывается до мелочей – буфет, книжная выставка-продажа, несколько карет «скорой помощи» (по статистике, средний возраст академиков и членкоров – 69 лет; а если взять отдельно академиков – 71 год) – и, конечно, до деталей просчитанной процедурой проведения ОС РАН как такового.
В повестке дня научной сессии Общего собрания РАН, начавшей сегодня работу в большом актовом зале нового здания президиума РАН на Ленинском проспекте, мероприятия вроде бы сплошь протокольные. На сессии, посвященной 300-летию со дня рождения М.В.Ломоносова, будут заслушаны доклады: 1) «Достижения и инновационные перспективы химической науки» (доклад академика Сергея Алдошина); 2) «Материалы и химические технологии для авиационно-космической техники» (академик Евгений Каблов); 3) «Современный химический катализ – сплав фундаментальной и прикладной науки» (академик Валентин Пармон); 4) «М.В.Ломоносов – выдающийся сын своего времени» (академик Анатолий Русанов); 5) «Основной органический синтез – от Н.Н.Зинина до наших дней» (академик Илья Моисеев).
И все-таки нынешнее Общее собрание РАН особенное: выбирают новых действительных членов и членов-корреспондентов этой самой большой в мире научной организации. Бюллетени в урны для голосования будут опущены сегодня. Итоги голосования с именами счастливчиков, попавших в компанию «бессмертных», станут известны завтра к вечеру.
Внутренние пружины принятия того или иного решения, несомненно, публику интересуют и интригуют. Не случайно социологические опросы показывают, что «выборы в РАН не дают корреляции между ожиданием общества».
Но даже и это не самое важное – мало ли чего хочет это самое «общественное мнение»! Важно понять, какой видит себя в будущем сама Академия наук. Похоже, что РАН и сама ясно не представляет себе свой образ и свое место в будущем.
Кто сейчас более всего необходим академии – исследователь, менеджер, организатор науки, опытный чиновник из государственных структур? В зависимости от ответа на эти вопросы можно и говорить о преобладающем кадровом тренде в РАН. Уж больно пестрый состав претендентов, из которого пришлось выбирать академикам новых коллег.
Прежде всего широко был представлен директорский корпус: от Бориса Алешина (генерального директора Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) имени Жуковского, а до этого президента – генерального директора ОАО «АвтоВАЗ») до Бориса Кузыка (директора Института экономических стратегий).
Не менее широко были представлены бывшие (в недавнем прошлом) высокопоставленные государственные, муниципальные и судебные чиновники и чиновники действующие. Среди них: Владимир Систер (бывший префект Северо-Восточного административного округа г. Москвы; председатель правления ОАО «Московский комитет по науке и технологиям»); Михаил Клеандров (судья Конституционного суда РФ с 2003 года); Анатолий Тодосийчук (консультант комитета по науке и наукоемким технологиям Госдумы РФ); Гарегин Тосунян (президент Ассоциации российских банков); Борис Эбзеев (бывший судья Конституционного суда РФ, президент Карачаево-Черкесской Республики в 2008–2011 годах); Сергей Бабурин (лидер Российского общенародного союза, позднее «Народной воли» и «Народного союза»)┘
Конечно, среди тех, кто баллотировался, было и много настоящих ученых: Сергей Капица, Андрей Шафаревич, Ренат Акчурин┘ Нам остается только немного подождать, чтобы узнать, кто из них пройдет в ряды академиков и членкоров.