Перепись населения показала, что страна неудержимо тянется к знаниям...
Фото PhotoXPress.ru
В субботу на пресс-конференции в ВГТРК представили новые данные переписи населения. Всероссийская перепись населения была проведена с 14 по 25 октября прошлого года. Ранее сообщалось, что окончательные итоги будут подведены и опубликованы в течение 2011–2013 годов. В нынешнем отчете появились новые данные об образовании граждан РФ.
Напомним, что после подведения первых итогов переписи ВЦИОМ подсчитал, что в мероприятии не приняли участие примерно около 11% граждан РФ. Глава Росстата парировал это сообщение тем, что переписчики воспользовались данными домовых книг и большую часть отсутствующих все же посчитали. А эксперты, подключившиеся к дискуссии, посчитали, что перепись по большому счету нужна, чтобы выявить тенденции. Как раз этой картины отсутствующие «проценты» исказить не могут. Так что, взглянув на перепись с этой позиции, можно обнаружить, что многие высказанные ранее предположения экспертов почти полностью оправдались.
Например, растет число граждан РФ, желающих во что бы то ни стало получить именно высшее образование. В результате «высокообразованных» россиян стало после переписи 2002 года на 41% больше. Согласно данным Росстата, в 2002 году высшее образование имели 19,4 млн. человек, а в 2010 году их стало уже 27,5 млн. При этом, согласно все той же последней переписи, общее количество граждан РФ уменьшилось на 2261,5 тыс. человек.
На картину образования повлиял экономический кризис. Многие частные вузы закрыли ряд направлений. Многие государственные вузы потеряли часть платных студентов. Сказались последствия кризиса и на образовательной траектории студентов: не все они дошли до победного конца. Как свидетельствует Росстат, количество людей с неполным высшим образованием увеличилось на 44%.
Рост высшего образования сопровождается уменьшением доли неграмотного населения в возрасте 10 лет и более. Если в 2002 году доля неграмотных в этой возрастной группе составляла 0,5%, то в 2010 году – 0,3%. Среди неграмотного населения 42% – это люди в возрасте 60 лет и более (в 2002 году их было 67%). В то же время сказались, видимо, и правительственные меры, направленные на возвращение в школу «детей улицы», выброшенных из жизни в лихие 90-е.
Что касается структуры высшего образования, то всего 4,3% россиян имеют степень бакалавра, 93% – специалиста и 2,3% – магистра. То есть подавляющее количество россиян имеет образование, заложенное еще в советское время. В 2003 году Россия присоединилась к Болонскому процессу, который унифицирует стандарты образования и научной деятельности. В рамках этого процесса «иерархия» в отечественной науке должна стать такой же, как в Европе: бакалавр, магистр и доктор. Звание бакалавра и магистра будет присваивать вуз, а звание доктора – диссертационные советы. Как видно по картинке Росстата, буквально до последнего времени изменения шли довольно медленно.
Любопытно, что буквально около месяца назад Минобрнауки решило форсировать переход России к европейской системе. Причем в первую очередь это коснется присвоения научных званий. Как отмечает Росстат, среди специалистов с высшим профессиональным образованием 707 тыс. человек имеют послевузовское образование (в 2002 году – 369 тыс. человек). По данным переписи, в России 596 тыс. кандидатов наук и 124 тыс. докторов наук.
Напомним, что в течение трех последних лет шла дискуссия о том, что в стране слишком много диссертационных советов и необходимо наводить порядок в этой сфере. Даже официальные лица выражали недовольство качеством диссертаций. Около месяца назад Министерство образования и науки РФ сообщило о планах упразднения кандидатских диссертационных советов. Они прекратят деятельность в ближайшие два года. В новом проекте положения о диссертационных советах не будет кандидатских советов.
И еще одну тенденцию подтверждают данные переписи населения. Незначительно выросло число лиц со средним (полным) общим образованием (на 0,9%). В то же время уменьшилась численность лиц в возрасте 15 лет и более с основным общим и начальным образованием. Это опять же говорит о естественной смерти системы профессионально-технических училищ. Большая часть из них, конечно, не исчезла совсем, а просто поспешила получить статус колледжей. Тем не менее само понятие «ПТУ» уходит в прошлое.