В советское время ученики друг друга, конечно, дубасили, но чтобы побить учителя...
Кадр из кинофильма «Доживем до понедельника»
В конце прошлой недели телеведущая Тина Канделаки разместила в блогах сайта «Эхо Москвы» видеокадры со сценами издевательства учеников над учителями. Причем, как заверила Тина, это были наиболее безобидные из роликов. Телеведущая прокомментировала подростковое «творчество» просьбой сообщать ей о подобных случаях еще. Но в итоге анонимов оказалось так много, что уже в следующем сообщении журналистка просила «желающих похвастаться беспределом ничего больше ей не слать». А потом запаниковала, что-де делать и как узнать, насколько охватил этот беспредел (в психологии его, кстати, называют буллингом) российскую школу. И вообще будет кто этим заниматься или нет?
Сразу сообщим, что тревогу Тины разделяет профессиональное сообщество. И любопытно, что всего пару-тройку недель назад на эти же вопросы попыталась ответить целая международная конференция, которая называлась «Насилие в образовательной среде». Конференция шла несколько дней, но практически осталась за кадром внимания медиа. И, наверное, жаль. Ведь сами модные журналы, Интернет и кино вносят существенный вклад в дело «воспитания» подростка. Достаточно было посмотреть только ролик из перекачанных Тиной, тот самый, с вечеринки 13-летних ребятишек, где они имитируют и не только имитируют половой акт, чтобы понять, откуда растут ноги.
Не те ли самые «изгибы» демонстрируют нам телерекламные дивы, сползая по стене в нижнем белье? Реклама, кстати, идет в дневное время. Говорят, особенно ее любят смотреть дети от 0 до 5 лет и подростки с гуляющими гормонами. Достаточно вспомнить концерты поп-идолиц, вихляющихся вокруг шеста. Кстати, самое модное занятие среди девочек старших классов ныне – стриппластика. Для малоосведомленных родителей – это то, что практикуют стриптизерки в залах ночного бара. Так чего же после этого вопрошать, что делать?
Но, не менторствуя лукаво, обратимся к материалам конференции, которые оказались так и не замеченными СМИ. На мероприятии педагоги, социологи и психологи подготовили некую резолюцию, где в нескольких пунктах изложили, что и как, на их взгляд, может остановить вирус насилия в школьной среде. Среди предложений, например, есть такой пункт, как отмена всеобщего и обязательного характера среднего 11-летнего образования.
Как?! В наш суперпросвещенный век выпускать из школы неучей? «Зачем сих недорослей заставлять учиться? – сказал мне вчера по телефону один заслуженный учитель РФ. – Ну не созрели они до этого морально и перезрели уже физически. Пусть сразу идут в профессию, а учение никуда не убежит».
Итак – что делать? В первую очередь, предложили на конференции, нужно улучшить правовое положение педагогов. Для чего в Законе «Об образовании» прописать их права, в том числе право на «защиту от посягательства на честь и достоинство педагогического работника». Честь же полицейского мундира закон защищает!
Затем отменить новую систему оплаты труда, так как она, по мнению собравшегося педагогического сообщества, направлена на то, чтобы разделить учительские коллективы, заставить их смотреть друг на друга как на конкурентов и соперников. А завидующие друг другу работники никогда не объединятся для защиты своих прав.
Кстати, комментируя ролики из Интернета, педагоги видят, как их коллеги совершают чудовищные педагогические ошибки. И самая главная состоит в том, что «жертвы», видимо, пытаясь сохранить лицо, скорее всего не оглашали все эти вопиющие факты. Поэтому учителя настаивают на том, что «каждый случай насилия в образовании, кем и в чей бы адрес ни был он совершен, должен получать широкую огласку с неизменным неотвратимым наказанием виновных».
Учительское сообщество признает, что многие их коллеги сегодня не владеют «техниками ненасильственного поддержания дисциплины, общения и работы с детьми, динамическими формами взаимодействия школьников на уроках, заражения детей любовью к своему предмету». Поэтому обмен опытом между коллегами, в том числе и в Интернете, повышение квалификации, мастер-классы и самообразование могут помочь справиться с этими пробелами.
Конечно же, педагоги не могли не пройтись по медиа и предложили административным способом убрать с телевидения все передачи, фильмы и сцены, содержащие элементы насилия, где главным героем становится агрессор. Разрешить показ такой продукции можно только на платных кабельных телеканалах, работающих по подписке.
Попутно, решили на конференции, нужно запретить к показу передачи и фильмы, выставляющие учителей исключительно в роли взяточников и педофилов. Нужно снять нагрузку бумажной учительской отчетности и оборудовать образовательные учреждения видеокамерами во всех классах, коридорах, залах и других помещениях. За счет учредителей, разумеется... Вот таким видится решение данной проблемы профессионалам.