Ректоры пытаются в очередной раз поднять ценность вузовского диплома.
Фото Арсения Несходимова (НГ-фото)
Параллельно с законопроектом, дающим право негосударственным вузам получать финансирование для приема студентов на бюджет, Российский союз ректоров (РСР) разработал новый. Он предусматривает критерии, согласно которым можно было бы качественно отобрать претендентов на госзаказ, разумеется, как государственным, так и частным высшим школам. Так как задание исходило от премьера Путина, у ректорского сообщества есть уверенность, что в самое ближайшее время эти критерии будут утверждены.
«Для того чтобы деньги налогоплательщиков не были растрачены впустую, нужны единые критерии оценки вузов, – рассказала обозревателю «НГ» генеральный секретарь Союза ректоров Ольга Каширина. – Они должны включать какие-то управленческие параметры и стимулы, мотивирующие вузы развиваться в том направлении, какое выгодно государству, чтобы потом не изобретать велосипед на ходу┘ Сегодня есть параметры аккредитации, но они достаточно формализованы. Например, есть общежитие, а какое – не важно».
Или есть преподаватели, но не учитывается, сколько из них штатные, а сколько – совместители. В разработанных параметрах разработчики постарались все эти нюансы учесть. В перечень критериев конкурса на выполнение госзаказа вошли такие, как доля выпускников вуза двух предшествующих году приема лет, работающих на полную рабочую ставку на тех предприятиях, с которыми у вуза заключен договор о содействии в трудоустройстве выпускников. Предлагается учитывать и такой момент, как доля студентов, проходивших зарубежную стажировку; доля студентов, привлеченных к работе в малых хозяйственных обществах вуза; доля студентов, имеющих патенты. Важен, по мнению составителей, объем доходов вуза от внедрения студенческих разработок, приходящихся на одного студента, количество упоминаний студентов вуза в периодических научных изданиях, российских и зарубежных.
Перечень критериев допуска вузов для участия в конкурсе на распределение контрольных цифр приема предусматривает: материально-техническое обеспечение образовательного процесса, обеспеченность кадрами, работающими на полную ставку. Ценится наличие научного потенциала у образовательного учреждения в соответствии с учетом доли научных и педагогических работников, среднего количества упоминаний за год в научных изданиях.
Разумеется, условия конкретизированы. Например, доля дохода вуза от научной деятельности должна быть не менее 20%. Уровень подготовки абитуриентов в соответствии со средним баллом ЕГЭ всех зачисленных за два года и на бюджетные места должен составлять не менее 50 баллов.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса оценивается в соответствии с долей учебных часов, отведенных на лабораторные занятия. А их должно быть не менее 50%. Доля очных мест, обеспеченных учебной и методической литературой, находящейся в собственности вузов, должна составлять не менее 20%. Все эти пороговые значения, объясняют эксперты, имеют свои веские обоснования.
Например, вопрос преподавателей-совместителей. «Мы считаем, что важна полная занятость преподавателя. Это не вопрос крепостного права на преподавательский труд. Просто надо вести студента и в образовании и науке, и самому заниматься наукой», – поясняет Ольга Каширина.
«Важно не то, что преподаватель закреплен за одним вузом, – считают авторы проекта, – важно, что его занятость распределена таким образом, чтобы он увлекал студента не только в рамках учебного курса, но и в рамках научной деятельности. Если он занят сразу в нескольких вузах, то это скажется на качестве образования, которое он дает студентам. Такое совмещение возможно в рамках одного места работы┘ Возможно, кому-то престижно, что к ним приходит читать лекции преподаватель какого-то брендового вуза, но ведь и такое «поточное чтение лекций» – это не образование».
Введение критериев, считают в Союзе ректоров, свидетельствует, во-первых, о том, что бюджетные деньги нельзя тратить нерационально. Второй момент связан с тем, что введение подобной меры даст государству обратную связь.
«Сейчас очень развито своего рода «наперстничество», – рассказывает Ольга Каширина. – Кто громче кричит, тот и более заметен. Рынок же между тем требует не базара, а объективной внешней оценки качества работы вуза». Государство должно вкладываться в те вузы, которые дают качественное образование».
Понятно, что высших заведений, отвечающих предъявленным требованиям, не так уж много. Это означает, что большая часть вузов существенно недополучит бюджетные деньги. А это, в свою очередь, означает, что многие из них будут лишены возможности встать на ноги. «Не совсем так, – уверена Ольга Каширина, – государство дало таким вузам шанс, учредив конкурс среди них на лучшую программу развития. Выигравшие получат по 100 миллионов рублей на свое развитие... К нам приходят сообщения из регионов, что ректоры воодушевлены этим событием. Во многих вузах сейчас формируются специальные подразделения, которые будут заниматься разработкой программ».