«Директор школы № 1317, присвоивший многомиллионные суммы, собранные с родителей на нужды школы, не единственный. Размах молодого «новатора» (24 года) поражает, но человека, знакомого с жизнью современной школы, ничем таким не удивишь. Достаточно организовать проверку «подсобного домохозяйства» директоров московских школ, куда стремится попасть полгорода... Только никто этого делать не будет...» – сказала, попросив не упоминать в печати ее имени, учительница с юго-запада Москвы (накануне «Вести» показали дом директора школы № 1317, который тот построил, присвоив деньги школы).
Моя личная история из того же печального опыта. По заданию главреда я попала на мероприятие в одну из государственных школ. Роскоши не было, но и туалетом не пахло. В коридорах стояли недорогие диванчики из кожзама, на стенах висели импрессионистские этюды местного художника, которого попутно пропиарила мне директриса. Главным достоянием школы были дети, чьи лица резко отличались от лиц в спальных районах. Может быть, из-за близости к главному университету страны. Школа получала денежную добавку как учебное заведение с языковым уклоном. И что меня в то время (в 2005-м) поразило, она имела попечительский совет, куда входили видные госчиновники страны, и по его постановлению брала взносы «на развитие школы» – 13 тыс. руб. в месяц.
Мою дочь приняли в эту школу. До сих пор храню квитанцию как свидетельство собственной гражданской незрелости и правового невежества.
Как-то директриса пригласила меня в школу, чтобы рассказать о проблемах моей дочери. Во время беседы в кабинет ворвалась родительница, сын которой не успевал по трем предметам. Ему грозили двойками в четверти. Выход – забрать ребенка из школы, чтобы не испортить аттестат. В общем, «несчастному» могли поставить три балла при условии, что мать немедленно переведет ребенка в другое учебное заведение.
«Немедленно верните мне мои... (называлась астрономическая для меня сумма), которые я заплатила вам за поступление в вашу школу!» – закричала женщина. «О каких деньгах вы говорите! Выйдите!» – алела в гневе директор, косясь на меня.
Как я узнала позже, деньги матери не отдали. У директора школы были и есть сегодня верные защитники в виде непробиваемого попечительского совета, в который входили и входят уважаемые люди.
Любопытно, ведают ли они, что творится в школе? Впрочем, если и знают, то закрывают глаза. Потому что главную функцию – селекцию детей – школа выполняет, и это всех устраивает. Высокий вступительный взнос и высокая оплата обучения – гарантия того, что в школу попадут дети только определенных родителей с определенным доходом.
Поэтому меня вовсе не удивляет, что родители учеников школы № 1317 готовы вступиться за ее директора. Уверена, что в душе они считают ее талантом. С таким размахом потратить какие-то «жалкие» родительские взносы не каждому дано. Родителям в большинстве своем все равно, как тратятся средства в школе и сколько получают учителя. Все равно у каждого ученика элитной школы есть личный репетитор. Главное для таких родителей – тусовка своих. Исчезнет селекция, и выход останется один – выезжать за границу вместе со своим чадом...
А что делать тем, кто хочет жить здесь? В нормальной стране. С нормальными школами. С порядочными директорами...
Кстати, через какое-то время тем же самым способом – угрозой двойки в четверти по английскому языку – из престижной школы попросили к выходу и мою дочь. Понятно – почему. Ни одной статьи про эту великолепную школу я не написала, хотя и понимала, что именно на это рассчитывала директор, принимая под свою опеку мою дочь. Кроме того, я не наняла репетиторов для дочери, наивно надеясь, что с ней будут заниматься во второй половине дня замечательные учителя. Ведь это была школа полного дня. Ведь за что-то же я платила в конце концов существенные для моего бюджета 13 тыс. руб. в месяц.
Директор расставалась со мной с плохо скрываемой радостью, потому что освобождалось еще одно место для следующих дойных людей. Место в элитной школе пусто не бывает.