От волнения на экзамене не то что бумагу зажуешь, так еще и на горячую линию сгоряча позвонишь...
Фото РИА Новости
Через три дня стартует Единый государственный экзамен. Накануне руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Любовь Глебова провела телемост с регионами об их готовности к экзамену. Часть выпускников к этому времени уже сдали ЕГЭ. И среди этих досрочников опять оказалось «неприлично» высокое число отличников. «Будем проверять!» – пообещала Любовь Глебова. Но более всего главу Рособрнадзора интересовало, как работают горячие линии. Это крайне важно, без ответа, по мнению министерства, не должен остаться ни один звонок.
С 19 мая 2011 года уже начала работать горячая линия депутата Госдумы РФ Алины Кабаевой. Работала она и в прошлом году, как и линия Общественной палаты. Говорят, кому-то обращение в Москву очень помогло...
В 2010 году на круглосуточную линию Общественной палаты «ЕГЭ-2010» поступило около 7 тыс. звонков. С чем же обращались простые граждане?
Согласно докладу Общественной палаты, 80% вопросов, заданных экспертам колл-центра ОП РФ, касались сравнительно несложных процедурных аспектов. И из 7 тыс. звонков лишь 20 содержали прямое обсуждение ЕГЭ. И даже на них звонившие могли бы получить ответы у себя на месте, но не во всех регионах такие службы оказались. Хотя должны бы быть, министерство очень на этом настаивало. Еще иногда телефоны служб и были, но по ним никто не отвечал. Выводы Общественной палаты говорят о том, что местные власти не хотят обсуждения ЕГЭ – боятся, что отзывы о нем будут отрицательными. Бывали случаи, когда сами организаторы на местах не знали, как расшифровывать отдельные пункты министерских приказов.
К удивлению затеявших горячую линию, звонки о коррупции, увы, не содержали конкретных сведений, которые помогли бы обратиться в прокуратуру. Возможно, взрослые боятся, что потом «сильные мира сего» отыграются на их детях. Так что позвонившие чаще высказывали предположения о том, что учителя помогли сдать ЕГЭ детям нужных родителей. Наибольшее количество звонков на эту тему из Северо-Кавказского федерального округа. Про деньги тоже оттуда.
Запись за номером 18616: «Почему карачаевцы сдают лучше, чем черкесы? – Мы не знаем. – Почему экзамен стоит 100 тысяч? – Он бесплатный. – Кто сказал?» Звонок из Краснодарского края: «Сегодня были зафиксированы факты, когда родители подъезжали к учителю с ноутбуком и решали задания экзамена. Милиционер, который сидел на экзамене, сам приносил шпаргалки┘ Это организовано каждый год. Мы уже обращались в департамент. Мне уже звонила (должность и имя) по телефону и угрожала. Меня уволили с работы за такую активность. Я была в центре занятости┘ но меня везде преследуют и угрожают. Обеспечьте, пожалуйста, мою безопасность и безопасность моих детей┘» Из Калининградской области: «Вокруг нашей школы в домах сидят арендованные «решатели» и передают по телефону готовые решения». Звонок из Волгоградской области: «У многих детей родители работают в администрации, и эти школьники сдали ЕГЭ очень хорошо, хотя не могли┘»
При том, что пользоваться телефонами на экзамене было запрещено, это далеко не всех смущало. Даже на горячую линию звонили ученики прямо из аудитории, где сдавали этот самый ЕГЭ, и спрашивали дежурных: « А как пишется... помогите решить┘» Показателен звонок за номером 00027416, крик души фактически: «У меня с собой было три телефона, и все отобрали!» Еще один самый типичный: «У моего сына отобрали телефон и выгнали с экзамена!» И еще один типичный... и душераздирающий: «Наших детей обыскивали при входе в туалет и после выхода из него тоже... После этого ребятам потребовалась психологическая помощь».
Большая часть незаконного вмешательства учителей в сдачу ЕГЭ, сделали выводы эксперты Общественной палаты, обусловлена социальным заказом: сдать ЕГЭ по возможности без двоек. Требование «минимум двоек по ЕГЭ» становится социальным заказом региона. И большинство муниципалитетов стараются его выполнить. Ведь вдобавок субъект Федерации должен ежегодно отчитываться по количеству двоек на ЕГЭ.
В ходе горячей лини выяснилось, что многие региональные методики расчета стимулирующей части зарплаты учителей очень сильно привязаны к результатам ЕГЭ. Нет ничего удивительного, что после этого учителя помогают на ЕГЭ и принудительно-убедительно отговаривают потенциальных двоечников и даже троечников от сдачи экзамена. Звонок из Волгоградской области: «Учительница давила на моего сына, чтобы он не сдавал экзамен. Несколько раз оставляла для беседы». Поэтому и нижеприведенная ситуация не является совсем типичной: звонок из Липецкой области: «Спасибо тем, кто придумал ЕГЭ. Его невозможно сдать на два».