Детям в школе неинтересно.
Фото Романа Храмовника/PhotoXPress.ru
«Большую обеспокоенность общества вызывает сегодня усиливающаяся неадекватность российского образования. Детям в школе неинтересно. Нужно так перераспределить школьные ресурсы, чтобы усилить блок так называемого дополнительного образования┘». Такие тезисы прозвучали на пленарном заседании в Общественной палате в конце прошлой недели. Впервые за годы существования Общественной палаты тема заседания была посвящена детям. Не обошлось и без критики системы образования┘
В Общественной палате ходили по тому же кругу, что и ходят нынче везде – на съездах учителей, на заседаниях коллегии в Министерства образования и науки РФ, на круглых столах в ведущих вузах и прочих заседаниях педагогической общественности. Общий смысл такой – детям в школе неинтересно, виноваты учителя, учителя плохие, заменить некем.
Подробнее это выглядит так. Детям в школе неинтересно, несмотря на обилие технологических новшеств – интерактивные доски, мультимедийные классы и т.д. Кроме того, что детям скучно, их еще и загружают большим количеством уроков. Школьную нагрузку надо снижать, констатировали сразу несколько выступающих. Дошло уже до того, что у детей обнаруживают недетские диагнозы, напугала всех член Общественной палаты, тележурналистка Тина Канделаки, курирующая в Палате вопросы образования.
Нагрузку надо не снижать, а перераспределять – последовало предложение от представителей творческой интеллигенции. Это означает, что следует перераспределить школьное расписание в пользу дополнительного образования. А его следует назвать иначе. Потому что нынешнее название «дополнительное» определяет его как несерьезное. А оно самое важное и есть.
Интерес ребенка следует сочетать с практической направленностью знаний, добавили бизнесмены. У нас на уроках математики Ани и Васи делят одно яблоко, посетовали они. А юные американцы на уроках математики из всего извлекают прибыль. Видимо, поэтому у нас потом, став старше, молодые люди хотят работать исключительно в государственных структурах, имеющих к тому же доступ к распределению материальных благ. (Молодое поколение зрит в корень – хочешь хорошо жить, спеши поближе к кормушке.)
По крайней мере именно об этом свидетельствуют данные последних опросов выпускников вузов. Молодых людей спрашивали о том, в какой из отраслей народного хозяйства они хотели бы проявить себя. К выше добавленным приоритетам можно добавить еще и стремление молодых людей попасть на работу в нефтегазовую отрасль.
В общем, нет у Вась и Мань, которые всю школьную жизнь делили одно яблоко, предпринимательской жилки и чувства хозяина своей земли. Исходя из этого, бизнесмены, как обычно, предлагали ввести в школах уроки экономики. Того, что сегодня уроки экономики проводятся в качестве экспериментальных уже в трех регионах РФ, бизнесменам показалось недостаточно. Нужно больше.
В пику предпринимателям представители творческой интеллигенции сошлись на том, что нужно, как можно раньше и как можно чаще погружать ребенка в область гуманитарно-художественных дисциплин.
Художественное и духовное развитие – все это хорошо, а где дополнительные средства? И вот здесь прозвучало нечто более или менее разумное и рациональное, ради чего и стоило собраться. Честно сказать, это предложение уже звучит не в первый раз. И даже в нашей газете его озвучивал в интервью президент Международной методологической ассоциации Сергей Попов. Тем не менее оно заслуживает особого внимания.
«Неужели государство, успешно торгующее нефтью и газом, не может найти деньги на оплату дополнительного образования ребенка?» – иронично заметил член Общественной палаты, руководитель института «Право ребенка» Борис Альтшулер. Не надо ждать, пока отстроятся новые образовательные и досуговые центры. Часть детей к тому времени уже просто вырастет. Государству можно оплатить занятия ребенка в частных и уже имеющихся студиях. Родители их выберут для своего ребенка. И не промахнутся с выбором.
То же самое и с нехваткой детсадов. Можно оплатить няню ребенку, предварительно эту няню аттестовав и выдав ей лицензию. Новые рабочие места, кстати, появятся, и люди налоги платить будут. Но нет! Неповоротливая государственная машина годами будет строить фабрики-сады. А через несколько лет будет эти же самые сады закрывать, потому что образуется новая демографическая яма.
Ну и замыкался школьный проблемный круг на пленарном заседании в Общественной палате так же, как и везде, – темой учительства. Сначала, как всегда, говорили: «Дайте учителям больше денег!» Потом отмечали: в пединституты идут одни неудачники-троечники, так чего же школе от них ждать потом?