0
1728
Газета Образование Интернет-версия

05.04.2011 00:00:00

Первоклассный бум

Тэги: дети, школа, образование


дети, школа, образование В первоапрельской очереди родители четко знают за что бьются – за спокойное будущее своих детей.
Фото РИА Новости

На прошлой неделе, 1 апреля, во всех российских регионах традиционно прошла запись детей в первые классы школ. Разумеется, удовлетворить запросы и претензии всех родителей учебные учреждения все равно не смогли. При том что Министерство образования и науки РФ еще накануне разослало местным руководителям образования циркуляр, указывающий на недопустимость нарушения процедуры приема в школу.

«Для зачисления ребенка в первый класс родители (законные представители) представляют в общеобразовательное учреждение всего четыре документа: заявление о приеме, свидетельство о рождении ребенка, медицинское заключение об отсутствии противопоказаний для посещения школы и документ, удостоверяющий личность родителя. Требование от родителей предоставления иных документов неправомерно», – предупредило министерство. В случае отказа со стороны школы родителям советовали обратиться в муниципальные (или в окружные органы управления образования) для подбора школы.

Более того, в этом году министерство, предвидя «обходные маневры» школ, призвало их к порядку и открытости. И даже выдало новый циркуляр, согласно которому «на информационном стенде школы и на ее сайте в Интернете должна быть размещена вся информация о школе. Приказ о приеме ученика также размещается на стенде и в Интернете. И здесь надо бы еще добавить – «с точной датой подачи заявления – до минуты».

Потому что, например, некоторые московские родители, пришедшие записывать своих детей в школу утром 1 апреля, обнаруживали, что они в очереди на запись под номером 2047. С ужасом узнавали, что более расторопные их коллеги дежурили под дверями учебных учреждений уже несколько дней и ночей. Как в большой и озлобленной очереди – в школьных и на этот раз не обошлось без рукоприкладства. Главы управ, наверное, уже не удивляются новой статистике приращения населения районов за счет первоклассного народа. (Это ответ на чиновничью попытку регулирования приема в школу через приоритетное право поступления детей, прописанных в данном районе.) Школам с федерального уровня посоветовали отказаться от такой практики. А с Мосгордумы пришел совет, наоборот, брать в первую очередь. В общем, родители прописали детей у прародителей, друзей, дальних родственников и просто... за деньги. На родительском ажиотаже «умные» школы уже получили новые прибыли, а более расторопные педагоги приумножили личные капиталовложения. Только вот поступившие родители-счастливчики еще не знают главного, что уже через пару-тройку лет их чадо будут теснить из этой самой престижной школы, если администрация вдруг найдет более высокооплачиваемых детей. Sorry, господа, рынок.

Но что поделаешь с родительской жертвенной любовью? Не знает она предела... Она доходит и до того, что мамы бросают престижную работу, чтобы устроиться техническим персоналом в хорошую школу. Ибо дети родителей учительского коллектива и технического персонала тоже имеют привилегии для поступления. Впрочем, сегодня безумная родительская любовь сочетается с трезвым расчетом – в некоторых школах мегаполиса учатся уже до 30% детей мигрантов, плохо знающих русский язык. И не снята проблема наркомании в подростковой среде.

И весь этот первоапрельский ужас идет который год, несмотря на министерский совет – «выбирать не школу, а педагога». А как выбирать, если пугает еще один сюрприз, – новые стандарты начальной школы. Которые, кстати, очень даже зависят от «человеческого фактора». А кто из учителей готов по ним работать? И кто может? В общем, в этой неразберихе родители по старинке бросились выбирать школы, где есть четкий порядок, директор с коммунистических времен и... миф (или не миф) о настоящем школьном образовании.

Увы, сетуют социологи РАО, учитывая и «приятную» новость о стандартах, и приличную разницу в оплате педагогов, можно предположить, что выбрать хорошего учителя людям с низкими доходами будет еще трудней. Впрочем, эта разница в доступе к качественным образовательным услугам сегодня сместилась еще на ступень ниже – в детские дошкольные учреждения.

Последние социологические опросы Института социологии образования РАО (Российской академии образования) свидетельствуют, что различие в оценке дошкольных образовательных учреждений для родителей из разных слоев населения явно выражены уже здесь: более незащищенные социальные слои оказываются в худших условиях.

Свидетельствуют опросы РАО и еще об одной явно наметившейся тенденции. Сегодня руководства многих стран мира обратили свое внимание на начальную школу. В Москве прошлой весной на эту тему прошла международная конференция. На ней было объявлено о новом пути развития начальной школы. Были продекларированы новые «инновационные» ценности образования и Россией. Но┘ обратите внимание – сегодня родители ориентированы больше на общие нормативные требования, чем на инновационные «отклонения». «Наши опросы свидетельствуют о сколяризации системы дошкольного образования как общей тенденции, характеризующей основные изменения», – отмечает директор Института социологии образования РАО Владимир Собкин. Термин «сколяризация» означает в устах социолога и то, что, устав от многочисленных школьных реформ, приведших, по мнению общественности (данные ВЦИОМа), к переменам в худшую сторону, родители, как и учителя, требуют от школы сегодня только одного – консервативного подхода к обучению.

И что получается далее? Многие родители, не имеющие очень много денег, пытаются повысить шансы своих детей еще и через... штурмовщину. «Поступление» в первый класс сегодня все больше напоминает натаскивание на ЕГЭ.

Федеральный институт развития образования и Национальный детский фонд при поддержке Научного фонда имени Г.П.Щедровицкого провели накануне 1 апреля межпрофессиональный экспертный семинар «Детство как социокультурный феномен». В обсуждении приняли участие ведущие эксперты, специалисты в области педагогики, психологии, социального проектирования. С докладом на нем выступила директор Института возрастной физиологии РАО Марьяна Безруких. «Больше 80% детей в школу сегодня идти не хотят, – заявила академик РАО Безруких, ссылаясь на исследования РАО. – Это результат неадекватных требований дошкольной подготовки».

Основную причину этого явления Марьяна Безруких видит в «стрессовой тактике педагогических воздействий... Насилие в виде речевых атак, грубости, унижения негативно сказывается на психическом и физическом развитии детей. «Что же касается последних стандартов начальной школы, – заметила академик, – в них нет адекватного соответствия методик и технологий».

Слова Марьяны Безруких косвенным образом несколько опровергают данные социологических опросов родителей детей, посещающих детсады. Хотя скорее даже и не опровергают, а вызывают неподдельное удивление – что же такого происходит с детьми 5–6 лет всего за один год, что они потом не желают идти в школу...

Опросы, проведенные социологами под руководством Владимира Собкина, свидетельствуют, что из детсада дети приходят домой в основном радостные и спокойные. А в садике ведь их тоже учат. Но справедливо и то, что «репетицией школы» занимаются сегодня многие: школы, структуры при развивающих центрах, отдельные репетиторы и т.д. Спрос диктует предложение.

Вот и получается в результате – в первый класс без радости.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Памфилова советует Абхазии менять закон по ходу выборов

Памфилова советует Абхазии менять закон по ходу выборов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

В России ссылка на "удобство избирателей" с такой целью пока не применялась

0
1000
Адвокаты обеспокоены кризисом судебной системы

Адвокаты обеспокоены кризисом судебной системы

Екатерина Трифонова

Для уголовного преследования и обвинительного приговора не нужно состава преступления

0
1126
Чем-то похожи: один беленький, другой черненький

Чем-то похожи: один беленький, другой черненький

Арсений Анненков

70 лет тому назад повесть Веры Пановой «Сережа» открыла новую страницу литературы о детях

0
849
Лучше не бывает

Лучше не бывает

Истории о неотвратимых жизненных изменениях

0
631

Другие новости