Навыки жизни в информационном мире теперь прививают с начальной школы.
Фото Интерпресс/PhotoXPress.ru
В Москве прошел съезд учителей информатики. «Подобный съезд – событие знаковое┘ Он свидетельствует о стремлении школы включиться в процессы инновационного развития страны», – подчеркнул, открывая съезд, ректор МГУ имени М.В.Ломоносова Виктор Садовничий. Присутствие на съезде представителей администрации президента, чиновников Министерства образования и науки РФ – все указывало на эксклюзивность мероприятия.
Соединение на одной площадке учительского и вузовского сообщества с лидерами отраслевых и профессиональных организаций, укрепление статуса учителя – это замечательно. Если бы не одно «но»┘ И это «но» в значительной степени не зависит от усилий Министерства образования и науки РФ и научного сообщества.
Как показывают исследования об уровне компьютерных навыков населения в возрасте 16–74 лет, приведенные Высшей школой экономики (НИУ), в России при очень низкой технической оснащенности большинства населения – очень высокий уровень овладения компьютерными знаниями у оставшегося меньшинства. Это означает, что потенциал России по-прежнему не исчерпан, умы не перевелись. Второй момент заключается в том, что эти знания меньшинства могут так и остаться втуне, если не будет подтянут уровень всех остальных.
На съезде учителей информатики помощник президента РФ Аркадий Дворкович привел пример из своей юности, когда он после математической школы учился в МГУ имени М.В.Ломоносова. Уже тогда программисты на ходу выдавали «красивые идеи», но их некому было продавать. Сегодня продавать частично научились. Но не своим – за рубеж. Призыв же Дворковича к учителям информатики сделать так, чтобы школьники получали «навыки разработки информационного продукта, знания их использования и продвижения на рынок», возможно, и не будет услышан адресатами по причине┘ их места в российской школе и уровня оплаты их труда. Если бы в Москве, например, вместо повышения зарплаты учителям иностранного языка повысили зарплату учителям информатики – результат бы, возможно, и был.
Считается, что сегодня один из самых благоприятных моментов для модернизации школы. Под «благоприятными условиями» подразумевается демографическая яма, которая позволяет провести изменения в средней школе без значительных материальных проблем. Под модернизацию готовятся новые стандарты школы, пишутся новые учебники и даже издаются... Гендиректор издательства «Просвещение» Александр Кондаков с гордостью озвучил перед ТВ-аудиторией ту многомиллионную сумму, которую получит возглавляемое им издательство. Но┘
Через четыре года, а при нынешних условиях обновления информации даже раньше, часть этих учебников морально устареет. Учитель информатики, победитель конкурса «Учитель года РФ-2007» Дмитрий Гущин рассказал, что учителя информатики, например, готовят школьников уже не по учебникам, потому что они быстро устаревают, а по пособиям для учителей. Не всегда написанных, кстати, «пригретыми» издательствами авторами. При этом единый госэкзамен вносит в процесс взаимодействия школьника с учебником новые нюансы. И задания ЕГЭ с каждым годом меняются с учетом открывающейся новой информации.
Информатика – это понятно, скажете вы, а что нового может появиться в учебниках по базовым дисциплинам? Возможно, что здесь обновление информации идет и не так быстро, как в информатике, но меняются в корне методы и конечная цель обучения в школе. Уже на этом съезде учителей министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко призвал аудиторию «добиваться того, чтобы в каждом предмете в школе присутствовала информатика». А это предполагает, что ученику ставится задача «добывания информации». Спрашивается: а много ли он «накопает» в учебнике?
Появляются в связи с этим очень простые, почти ученические вопросы. Кто и когда сумел побороть массовую компьютерную безграмотность┘ изучая теорию? Почему Индия сегодня закупает для своих школьников персональные стодолларовые компьютеры, а Россия кормит издательства школьных учебников и губит кубометры леса? Когда в России научатся считать государственные деньги?
Нет, в принципе можно твердо и убежденно сказать – мы учим только по бумажным носителям и развиваем детей теоретически. Только после этого надо закрывать страну, чтоб никто не видел, как развивается другой мир. Опыт такой уже есть. Только зачем тогда принимать «стратегию инновационного развития» страны?