К инновациям нужно приучать со школьной скамьи.
Фото Михаила Жуковича/PhotoXPress.ru
В Министерстве образования и науки РФ состоялась итоговая коллегия. Министерство отчиталось за свою работу за год (и за прошедшее десятилетие) и наметило цели на ближайшие годы. «Задачи Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года в принципе решены, – сказал на коллегии вице-премьер Сергей Иванов, – пора переходить от модернизации к инновационному развитию».
Вице-премьер похвалил Министерство образования и науки за налаживание диалога с населением. Напомнил о постоянно увеличивающемся бюджете образования и удивился, что с трудом выбитые на образование средства к концу года оказываются иногда неосвоенными. И призвал министерство к расширению взаимодействия с гражданским обществом и реальными секторами экономики.
Судя по докладу министра образования и науки Андрея Фурсенко, в истекшем 2010 году удалось сделать многое. Опять была реорганизована структура министерства для выполнения больших задач. «При этом упразднение Федерального агентства по образованию, Федерального агентства по науке и инновациям, обновление состава аппарата почти на 50% и почти полная замена верхушки министерства проходили при интенсивной работе», – заметил министр.
Год учителя, по мнению министерства, оказался не просто декларацией, а заставил всех сосредоточиться на нерешенных проблемах в системе образования в целом. В 2010 году заработали новые образовательные стандарты для начальной школы. Обучение по ним начали около 200 тыс. первоклассников (около 15% от их общего количества). В 2010 же году продолжилась реализация приоритетного национального проекта «Образование», благодаря которому была сформирована конкурентная среда, определены группы лидеров для распространения практики модернизации во всей системе образования страны.
С целью повышения статуса неуниверситетского образования в 2010 году стартовал эксперимент по созданию прикладного бакалавриата. Сегодня он в рамках инженерного образования ведется в 26 учреждениях СПО и 11 вузах.
Разрыв между потребностями образовательной практики и ее законодательным обеспечением решили сократить, приняв закон «Об образовании».«Образовательная практика последних лет кардинально изменилась и потребовала нового законодательного оформления, – прозвучало в докладе министра. – Пора законодательно закрепить прикладной бакалавриат, кредитно-модульную систему, сетевые формы получения образования, возможность вузам в полной мере заниматься научной деятельностью».
В 2010 году окончательно оформились ведущие университеты. Сегодня уже 29 национальных исследовательских университетов, восемь федеральных университетов и вузы с особым статусом – МГУ имени М.В.Ломоносова и Санкт-Петербургский госуниверситет.
Таковы, собственно, основные достижения министерства в области образования. И в принципе это действительно успех... Потому что провести все эти модернизационные мероприятия через мощное сопротивление неорганизованных народных масс – большая работа.
Итак, в Год учителя министерство «реорганизовало» учительские зарплаты. На учительских форумах все еще недоумевают: кто получил те мифические зарплаты, о которых так много сегодня говорят? Приоритетный проект «Образование» коснулся части людей, другая «нелидерская» часть о нем только слышит. Чтобы слово «бакалавриат» не очень раздражало людей и не вносило в их головы путаницы, его сегодня употребляют вкупе с термином «прикладной». Поэтому деятели искусств приняли бакалавриат «за свой» и написали письмо в правительство РФ с просьбой отменить нововведения Минобраза. А заодно попросились обратно в Министерство культуры. Оказалось, зря. Они вообще не министерские, а муниципалитетские┘
Еще больше неразберихи со стандартами средней школы и законом «Об образовании». Обсуждали всем миром, сейчас оба документа на очередной доводке. А стандарты начальной школы хотя и приняли, да только и там все непонятно. Теперь пошли разговоры, что «зря приняли, потому что они еще хуже, чем стандарт старшей школы». В общем, если модернизация и удалась, то это пока, видимо, не всем удалось еще почувствовать.
А что с «инновационным» путем развития? Пути эти тоже пока неисповедимы. Судя по образным выступлениям, прозвучавшим на коллегии, они в области «вечного учения». Смысл такой, что учимся всю жизнь. И сначала – коротко. «В условиях, когда горизонт экономического прогнозирования не превышает, как правило, трех лет, сегодняшняя система высшего образования нуждается в скорейшей реорганизации. Уровневая подготовка в большей степени соответствует быстроменяющейся экономике будущего, в то же время делает российское образование более привлекательным для иностранных студентов. При этом мы не должны отказываться от фундаментальных основ российского образования», – сказал Андрей Фурсенко. Дальше строим науку в университетах, продолжая укреплять их матбазу. Вузы матереют за счет государственной селекции и дальнейшей поддержки сильных. Параллельно развиваем «неуниверситетскую» деятельность через развитие кооперации вузов и предприятий реального сектора экономики. Далее министерство планирует поддержать развитие технологических платформ, формируя тематику НИОКР по инициативе производственных организаций┘ И чуть не забыла – очень много внимания дошкольному образованию. Инноваторов надо растить с юного возраста.