Виктор Садовничий – уже традиционный оппонент Андрея Фурсенко.
Фото РИА Новости
Министерство образования и науки РФ продолжает отбиваться от обвинений в попытках сделать образование в средней школе частично платным. Получается это, надо сказать, с переменным успехом. С каждым новым заявлением министра беспокойство граждан растет. Не внесло должного успокоения и вмешательство в «дело стандартов» премьера Владимира Путина.
В некоторых интернет-СМИ даже запустили версию, что публичное неодобрение Владимиром Путиным действий Министерства образования и науки прошло для отвода глаз. А на самом деле все давно уже решили, как в свое время с ЕГЭ┘ Насчет же «верноподданнического чиновничества» не прошелся на сетевых ресурсах разве что самый ленивый. И как не пройтись!
Вот выразил премьер однажды пожелание – дескать, хорошо бы, если бы ученики в школах смогли сами выстроить свою образовательную траекторию. Гендиректор издательства «Просвещение» Александр Кондаков и Ко., вняв призыву, поспешили сделать стандарты, в которых все дисциплины разделили┘ на базовые и профильные. Теперь министр Андрей Фурсенко отчитывается перед всеми, что имели авторы в виду под словом «базовые». Причем какую позицию в споре занимает сам министр, сказать трудно. Потому что в пятницу на прошлой неделе на пресс-конференции в РИА Новости он отказался говорить на эту тему, дабы «избежать давления на авторов стандартов».
К тому же в число обязательных попал новый предмет – «Россия в мире». Злые люди сразу же увидели в этом лоббистскую крамолу, в которой господин Кондаков совсем недавно на высоких собраниях обвинял других предметников.
Напомним, что проект Федерального образовательного стандарта (ФГОС) для старшеклассников разработал Институт стратегических исследований в образовании РАО (Российской академии образования). Главный принцип – возможность выбирать, какие предметы ученик 10-го и 11-го классов будет изучать на минимальном уровне (интегрированный курс), а какие – более серьезно и основательно (базовый или профильный уровень). Уровень влияет на количество часов, отводимых на изучение предмета.
Разработчики выделили шесть предметных групп. В первую группу вошли русский язык и литература (родной язык и литература), во вторую – иностранные языки, в третью – математика и информатика, в четвертую – общественные науки, в пятую – естественные науки, в шестую – искусство или предмет по выбору. В каждой из групп, по замыслу авторов стандарта, ученик сможет выбрать один-два предмета. Кроме того, есть три предмета, которые обязательны для всех, – «Россия в мире», ОБЖ и физкультура. Стандарт в предложенном варианте напугал население страны.
А ведь разработчики стандарта хотели всего лишь одного – привести в соответствие с уже сложившейся ситуацией букву стандарта. Ведь из чего, собственно, исходили при их составлении? Не учится сегодня в школе молодежь. Для поступления же в вузы ответственные родители нанимают репетиторов. Несправедливо все это, двойная нагрузка получается на школьников. Надо всем помочь. Нагрузку в школе снизить – и репетиторов хлеба лишить. Значит, надо пораньше всех пустить по узким профильным направлениям.
Смысл этих рассуждений, в общем-то, все из той же схемы – не слушают молодые люди классику, значит, надо загнать классическую музыку на «Культуру», а все другие ТВ-каналы, так уж и быть, пусть услаждают всех попсой.
Итак, после того как поднялся шум вокруг стандартов для средней школы, стало понятно, что понятие «базовый» налогоплательщикам надо как-то объяснять. И получилось у министра долгое объяснение перед народом.
А в конце недели в РИА Новости он объяснялся еще по двум важным моментам. Бюджетная составляющая никоим образом понижаться не будет, пообещал министр. И всем надо более внимательно отнестись к бюджетным деньгам. Именно поэтому в стандартах предлагают прописать финансовые обязательства государства. «Если какая-то школа дает базовые знания по какому-то направлению замечательно и все считают, что это направление должно быть дополнительно поддержано, надо все-таки исходить из того, что на оплату ее идут деньги налогоплательщика, которые должны быть потрачены оптимально, – отметил Андрей Фурсенко. – Если повышают финансирование одной школе, то это идет в ущерб остальным. Следует объяснить обществу, почему так происходит».
Например, замечательная школа с уклоном в английский язык, часть предметов там на английском, учителя – носители языка, в классах по 15 человек, и те разделены на группы. Рядом с ней обычная школа. В первую берут подготовленных учеников, во вторую – всех остальных. Какой школе требуется больше денег и за счет кого? Все эти вопросы должны быть урегулированы государством.
Коммунисты предлагают отменить конкурсный набор в престижные школы, устранив тем самым социальную несправедливость: ведь пройти конкурс могут только хорошо подготовленные дети. Порой не способные или талантливые, а именно хорошо подготовленные.
Еще для окончательного спокойствия граждан министр добавил, что стандарты будут включены в старшую школу не ранее 2020 года.