В начальных классах частных гимназий еще ученики есть, а вот в старших классах – ситуация уже хуже.
Фото PhotoXPress.ru
В течение последних лет в элитных школах России наблюдается любопытная тенденция. В младших классах – длинные списки желающих попасть в лист ожидания. В старшей школе – 4–5 человек в выпускных классах. И демографическая ситуация здесь ни при чем. Причины иного порядка...
Никто не внес в последние годы столь значительный вклад в пиар классических закрытых учебных заведений Англии, как «мама» Гарри Поттера. А вот любопытно, что стряслось бы с этими заведениями, если бы их «пропиарила» на весь мир молодежный режиссер Гай Германика? Уж части зарубежных поклонников они лишились бы точно. По крайней мере даже скудные слухи, просачивающиеся через частные засовы, убеждают – не все так уж благополучно в тамошнем закрытом школьном королевстве.
В отсутствии германик мифы о вековых традициях – то, чем усиленно подкармливают своих потенциальных потребителей зарубежные школы, – действуют на русскую элиту столь же гипнотически, как дудка в руках уличного музыканта на кобру.
Русские частные школы сегодня вынуждены признать свое поражение в битве за ученика с этой стороны. В России не работают мифы. Но зато работают над своими программами сами школы. Осенью престижные лондонские отели заселяются семьями из России, мечтающими отдать своих детей на полный пансион. «Почему? – недоумевают руководители частных школ в РФ, – мы же объективно не хуже, а то и лучше».
«Перестройка частных школ началась вместе с объявлением плана модернизации школьного образования, – рассказал нам директор Первой московской гимназии. – С нас и раньше требовали строгого выполнения всех стандартов. А в течение последних лет нами была еще и полностью переосмыслена роль воспитания. Процессы, проходящие в молодежной среде, подтолкнули администрации школ действовать в этом направлении более решительно. Это не означает того, что мы кинулись назад в советскую педагогику с их формализованными мероприятиями. Отнюдь нет. Мы пошли по пути поиска талантливых учителей. В нашей школе, например, работают лучшие учителя России, победители и призеры конкурса «Учитель года».
Ситуация, когда боязнь за свое место ведет к невыполнению учителем педагогических задач, – вроде бы типичное явление для элитной частной школы. «Это тоже из категории мифов», – говорят руководители частных гимназий. – Школа с хорошей репутацией ищет педагога яркого и осознающего, что в этом мире его примут везде».
«Почему традиционно в дореволюционной России наследников престола – великих князей обучали самые высокообразованные, мыслящие и преданные Родине представители своего времени? Резон понятен – кого воспитываем сегодня, те и есть завтрашние власть и воинство государства, – уверена попечитель Первой московской гимназии Екатерина Авдеева. – Применительно к сегодняшним 12–16-летним подросткам, обучающимся в частных школах, жизненно важно осознавать – они и есть будущее нашей страны. Изначально им достались сильные стартовые позиции: решенные материально-бытовые проблемы, широкие возможности выбора образования и колоссальный социальный капитал – связи и возможности их родителей. Через 10, максимум 15 лет именно эти молодые люди займут значимые позиции в российской политике, экономике, бизнесе. Поэтому переоценить важность того, какие нравственно-этические, духовные ценности будут свойственны этому поколению, невозможно».
Надо ли бояться здесь высоких слов о патриотизме? «Они должны самоидентифицировать себя прежде всего гражданами своей страны и полагать величие России одной из главных целей своей деятельности и жизни, – продолжает Екатерина Авдеева, – но возможно ли достичь этого, когда молодые люди проводят важнейший жизненный этап своего становления как личности в зарубежной школе? Целые системообразующие культурные пласты, такие как русская литература, история, великое национальное духовное наследие, преемственность семейных ценностей и традиций, выпадают невосполнимо».
Вообще мало ли по миру живет людей «без родины»... Если не планировать в будущем возвращение ребенка в родные пенаты, то, может, в действиях состоятельных родителей, вывозящих детей за рубеж, есть своя логика. Во всех других случаях перевод за границу ребенка в столь нежном возрасте, когда вопросы самоидентичности только начинают возникать в их головах, не всегда полезен, уверяют известные психологи. (Кстати, как показывает практика, вслед за школьником переезжает семья. Затем глава семейства. А потом и его бизнес. Начинается отток капитала.)
Еще один элемент перестройки элитных школ состоит в проводимой ими сегодня политике открытости. Несколько лет назад споры о необходимости зонирования школ очень волновали общественность. Надо ли отдельно строить школы для богатых и небогатых? Что любопытно, о необходимости такого деления заявляли не только сами состоятельные люди. Менее обеспеченные граждане тоже не хотели бы, чтобы их дети наблюдали, как за их одноклассниками приезжают водители на иномарках, а учителя прогибаются перед «расшалившейся» золотой молодежью.
Сегодня вопрос «зонирования» отпал сам собой. Но закрытые школы быстро ощутили результат собственной изоляции. Серьезные люди стали опять же переводить детей за границу, потому что там их ребенок мог лучше социализироваться. Там он – «всего лишь один из всех». В подмосковной Жуковке был случай, когда девочку в выпускном классе школы возили в Москву, чтобы показать ей метро... Сегодня элитные школы проводят политику открытости, дружат со школами и другими организациями.
Безусловно, отъезд ребенка за границу рассматривается родителем как необходимое условие для безболезненного перехода на следующую ступень образования. И ранний перевод в заграничную школу видится своевременным. Но надо ли так спешить? За рубежом в школе учатся до 19 лет. В России – до 17. Известно, что спрос у русской элиты на высшее образование за рубежом диктуется общей модой на обучение в престижных закрытых учреждениях. Но... обучение в них – это примерно такое же явление, как обучение элиты третьих стран в российских престижных вузах. В некотором смысле мы готовим «агентов влияния». Это не менее важно и для тех, кто занимается такой же подготовкой наших за рубежом. Для многих родителей престижно, чтобы их дети, отучившись там, вернулись в Россию с настоящими связями в «глобальной элите». Только что будет означать для них, оторванных в раннем возрасте от родины, слово «патриотизм»?