Бумага – теперь главный спутник учителя.
Фото PhotoXPress.ru
В России строят новую школу. С новым финансовым обеспечением и новым содержанием. На прошлой неделе президент Дмитрий Медведев в Послании Федеральному собранию объявил, что каждая из 52 тыс. школ должна иметь собственную программу развития на 5–10 лет. А премьер Владимир Путин на заседании президиума правительства подчеркнул, что система образования должна стать более прозрачной.
Напомним, что новое финансирование обозначает осуществление принципа «деньги – вслед за учеником». Это нужно, по мнению разработчиков концепции новой школы, чтобы сделать более прозрачной схему поступления финансовых ресурсов в учебные заведения. До последнего времени разница в финансировании школ была существенной. Обычные школы всячески пытались получить статус гимназии, потому что вслед за этим в школу шли совсем иные деньги и иные сантехнические нормы. Сегодня всем школам предлагается стать особенными. Впрочем, мало написать программу развития, еще нужно доказать, что школа способна взятые на себя обязательства выполнить.
«Когда школа переходила на введение «профилей», – рассказывает «НГ» учительница курганской школы Ирина Верховых, – написанием программ занимались школьные учителя. Кто-то делал это для галочки. Поколение помоложе обратилось за помощью в свой родной университет. За эту огромную работу нам дополнительно ничего не заплатили. Так же как и за разработку элективных курсов. Теперь, я думаю, будет то же самое. Кто будет писать эти программы развития? Простые учителя? Мы едва успеваем вести свои уроки».
Вообще за последнее время у педагогов значительно прибавилось бумажной работы. «Практически не увеличилась моя зарплата, я не стала вести меньше уроков, мне часто не хватает времени на подготовку, – демонстрирует Ирина две увесистые папки, – зато я научилась составлять таблицы с демонстрацией показателей успехов моих учеников и сама пишу тематические планы, которые раньше за нас продумывали методисты. Работа вышестоящих органов тоже изменилась, теперь они нам не помогают, а бесконечно проверяют».
Чтобы показать работу классного руководителя, Ирина каждый день вносит в портфолио записи по каждому своему ученику. Записывает, какую работу она с ним провела сегодня. Электронных дневников в школе еще нет. Но каждый учитель имеет свое личное портфолио. В одну папку которого она вносит собственные достижения как предметника. И еще есть папка с успехами ее как классного руководителя. В ней – досье на каждого ученика. Попади эта папка в руки кого-нибудь из школьников – проблем не оберешься. Родители очень нервно реагируют на оценку способностей их детей.
Если раньше таких пап и мам в классе было один-два, то сегодня, жалуются учителя, таковых полкласса. «Война» учителей и родителей носит массовый характер. Интернет выносит эти разногласия на суд общественности. При этом он всего лишь фиксирует факт, но не дает педагогической экспертизы самому явлению. Отчего дикие случаи проявления такого противостояния только множатся. Кстати, на днях произошло еще одно избиение 24-летней учительницы родителем прямо в школе. На этот раз в Новосибирске. И случай этот, надо полагать, не последний.
В своем портфолио Ирина отмечает, когда проходила дополнительную подготовку и аттестацию, прилагая копии и оригиналы соответствующих документов. Рисует графики успеваемости по классам, высчитывает коэффициенты, проценты и т.д. Все эти бумаги нужны для того, чтобы школа могла объективно измерить качество работы педагогов. Объективно это значит: педагог обязан подкрепить каждое свое действие соответствующей записью, графиком, документом, таблицей. При этом Ирина не знает, сколько денег поступает в школу и каким образом распределяется премиальный фонд.
Такая ситуация скорее всего типична для региональной школы. Судя по обсуждению последних новостей на учительских сайтах, ясности и прозрачности школьной политики в учебных заведениях пока нет. Недавно на встрече с журналистами глава столичного департамента образования Исаак Калина сказал, что прозрачность деятельности школ может быть достигнута через сайты учебных заведений. Но сегодня большинство сайтов чаще всего либо рекламируют, либо презентуют свои достижения.
Были попытки централизованным образом научить школы правильно составлять свои сайты с той целью, чтобы сделать их более информативными для родителей. Но, видимо, более четкие указания школы получат после отработки модельных сайтов на каком-то одном регионе. Кстати, заявления Исаака Калины можно еще и расценить, что после назначения нового руководителя московского образования столица, а не регионы, станет центром министерских экспериментов. И новая школа сначала будет обкатана в Москве. Кстати, разобрать «работу над ошибками» федеральным чиновникам тогда будет намного легче.