Роза Халадова проводит урок химии.
Фото с сайта Розы Халадовой
Учительница химии Роза ХАЛАДОВА из Чечни вошла в пятерку финалистов профессионального конкурса «Учитель года-2010». Впервые за много лет выпускница Чечено-Ингушского госуниверситета принесла победу своей республике. После церемонии вручения хрустального пеликана, которая проходила в Магнитогорске, она рассказала корреспонденту «НГ» Наталье САВИЦКОЙ, как этого добилась, и о «школьных делах» в Чечне.
– Роза Тапаевна, конкурс этого года был довольно жесткий. Как вы считаете, чем вы взяли жюри?
– Конечно, на конкурсе было много химиков, и, уверена, были те, кто преподает предмет лучше меня. Выбрали меня - таким было решение членов жюри... Мне кажется, что помимо химии нужно детям давать на уроках еще кое-что. Для учителя вообще очень важна эмоциональная составляющая. Дети ведь не терпят фальши. С ними надо быть искренней. Главное – правильный разговор с детьми.
– Вы имеете в виду беседы о воспитании?
– Первый закон, который был подписан президентом Чечни Рамзаном Кадыровым – это концепция духовно-нравственного воспитания и саморазвития. Это самая основная позиция нашей образовательной политики. И мне кажется, мы достигли многого: у нас нет детей курящих, пьющих. Они уважают старость┘
– Но они приезжают в другие регионы РФ и не всегда видят то, к чему привыкли у себя на родине. Что с ними происходит тогда?
– Человек, который уважает свои традиции, свои законы, автоматически начинает уважать и другие.
– Вы ведете с ними беседы на темы толерантности? Объясняете, например, им, с чем они могут столкнуться и как этому противодействовать?
– Понимаете, в чем дело, детей надо воспитывать в духе нравственности. Воспитанный человек – он всегда и везде воспитан. Бескультурный – везде бескультурен.
– А какое место занимает в вашем духовно-нравственном воспитании религиозный аспект?
– Он очень помогает. У нас не преподают религию в школах, но чуть позже это планируется ввести, как и по всей стране. Но у нас давно работают с молодежью духовные наставники. Они приходят в школы и ведут беседы со старшеклассниками. Объясняют все аспекты мусульманской культуры. И вот что я заметила при этом.
Я в школе работаю еще завучем-организатором и могу сказать, что, когда к нам приходит духовный наставник – микрофон зачастую бывает просто не нужен. Ребята ловят каждое слово. Стоит тишина. Обычно на мероприятиях классный руководитель находится рядом со своими подопечными и балованных мальчиков одергивает. А здесь, я заметила, один человек держит огромную аудиторию детей. Удивительно! Дети очень тонко чувствуют религию. А еще к нам приезжали на семинар учителя из Москвы и обратили внимание на плакаты, которые висят около входа в наши школы. Мы к этому привыкли, а для них это странно. Перед каждой школой у нас висят большие транспаранты, объясняющие, как себя должны вести чеченский юноша и девушка. И все эти правила читают. Ребенка надо воспитывать в традициях своего народа. Сначала в традициях уклада семьи, потом в национальных. Это очень важно.
– Как боретесь с нарушителями дисциплины? У вас дети по классу ходят, когда захотят?
– Нет не ходят. Но иногда шумят. Дети есть дети. А дисциплину на уроке поможет удержать чувство юмора. Если урок интересен, детям некогда шалить. Если урок динамичный, насыщенный информацией и дети видят, что учитель «отпахал», они выходят из класса и говорят ему «спасибо».
– Чего вам не хватает в работе?
– Времени. У меня самой трое детей. Племянники, хозяйство.
– Работа в республике для выпускников есть?
– Большое количество моих выпускников учатся в медицинских вузах – питерских, московских, астраханских. У нас нет переизбытка людей с высшим образованием. Я считаю, что на Кавказе сейчас самая стабильная ситуация в Чечне. И у нас образованию уделяется больше внимания, чем у наших близких соседей, например. Рамзан Кадыров может прийти на любой урок в школе. Вот едет откуда-то и может запросто зайти в школу, узнать, как дела, посидеть на уроке.
– А нужен такой постоянный контроль?
– Нужен. Мне кажется, эпоха застоя советских времен наших людей расслабила. Нам надо снова научиться работать. А вот потом уже можно и контроль ослаблять. Нам потом самим же будет легче жить. Когда мы знаем, что в любое время к любому учителю на урок может прийти глава республики – это нас обязывает.
– Вы же первый учитель из Чечни, вошедшая в пятерку победителей. Как будут реагировать на победу на вашей родине?
– Вы даже не представляете себе, как высоко у нас поставлен учитель. Когда я здесь слышу, как жалуются учителя на то, что у них в регионе упал престиж профессии, у меня это вызывает недоумение. У нас уважают человека образованного. И вообще, как можно не уважать того, кому ты доверяешь учить своих детей. Что же это тогда получается!