0
1311
Газета Образование Интернет-версия

12.10.2010 00:00:00

Детей не надо учить толерантности

Тэги: чечня, школа, воспитание


чечня, школа, воспитание Роза Халадова проводит урок химии.
Фото с сайта Розы Халадовой

Учительница химии Роза ХАЛАДОВА из Чечни вошла в пятерку финалистов профессионального конкурса «Учитель года-2010». Впервые за много лет выпускница Чечено-Ингушского госуниверситета принесла победу своей республике. После церемонии вручения хрустального пеликана, которая проходила в Магнитогорске, она рассказала корреспонденту «НГ» Наталье САВИЦКОЙ, как этого добилась, и о «школьных делах» в Чечне.

– Роза Тапаевна, конкурс этого года был довольно жесткий. Как вы считаете, чем вы взяли жюри?

– Конечно, на конкурсе было много химиков, и, уверена, были те, кто преподает предмет лучше меня. Выбрали меня - таким было решение членов жюри... Мне кажется, что помимо химии нужно детям давать на уроках еще кое-что. Для учителя вообще очень важна эмоциональная составляющая. Дети ведь не терпят фальши. С ними надо быть искренней. Главное – правильный разговор с детьми.

– Вы имеете в виду беседы о воспитании?

– Первый закон, который был подписан президентом Чечни Рамзаном Кадыровым – это концепция духовно-нравственного воспитания и саморазвития. Это самая основная позиция нашей образовательной политики. И мне кажется, мы достигли многого: у нас нет детей курящих, пьющих. Они уважают старость┘

– Но они приезжают в другие регионы РФ и не всегда видят то, к чему привыкли у себя на родине. Что с ними происходит тогда?

– Человек, который уважает свои традиции, свои законы, автоматически начинает уважать и другие.

– Вы ведете с ними беседы на темы толерантности? Объясняете, например, им, с чем они могут столкнуться и как этому противодействовать?

– Понимаете, в чем дело, детей надо воспитывать в духе нравственности. Воспитанный человек – он всегда и везде воспитан. Бескультурный – везде бескультурен.

– А какое место занимает в вашем духовно-нравственном воспитании религиозный аспект?

– Он очень помогает. У нас не преподают религию в школах, но чуть позже это планируется ввести, как и по всей стране. Но у нас давно работают с молодежью духовные наставники. Они приходят в школы и ведут беседы со старшеклассниками. Объясняют все аспекты мусульманской культуры. И вот что я заметила при этом.

Я в школе работаю еще завучем-организатором и могу сказать, что, когда к нам приходит духовный наставник – микрофон зачастую бывает просто не нужен. Ребята ловят каждое слово. Стоит тишина. Обычно на мероприятиях классный руководитель находится рядом со своими подопечными и балованных мальчиков одергивает. А здесь, я заметила, один человек держит огромную аудиторию детей. Удивительно! Дети очень тонко чувствуют религию. А еще к нам приезжали на семинар учителя из Москвы и обратили внимание на плакаты, которые висят около входа в наши школы. Мы к этому привыкли, а для них это странно. Перед каждой школой у нас висят большие транспаранты, объясняющие, как себя должны вести чеченский юноша и девушка. И все эти правила читают. Ребенка надо воспитывать в традициях своего народа. Сначала в традициях уклада семьи, потом в национальных. Это очень важно.

– Как боретесь с нарушителями дисциплины? У вас дети по классу ходят, когда захотят?

– Нет не ходят. Но иногда шумят. Дети есть дети. А дисциплину на уроке поможет удержать чувство юмора. Если урок интересен, детям некогда шалить. Если урок динамичный, насыщенный информацией и дети видят, что учитель «отпахал», они выходят из класса и говорят ему «спасибо».

– Чего вам не хватает в работе?

– Времени. У меня самой трое детей. Племянники, хозяйство.

– Работа в республике для выпускников есть?

– Большое количество моих выпускников учатся в медицинских вузах – питерских, московских, астраханских. У нас нет переизбытка людей с высшим образованием. Я считаю, что на Кавказе сейчас самая стабильная ситуация в Чечне. И у нас образованию уделяется больше внимания, чем у наших близких соседей, например. Рамзан Кадыров может прийти на любой урок в школе. Вот едет откуда-то и может запросто зайти в школу, узнать, как дела, посидеть на уроке.

– А нужен такой постоянный контроль?

– Нужен. Мне кажется, эпоха застоя советских времен наших людей расслабила. Нам надо снова научиться работать. А вот потом уже можно и контроль ослаблять. Нам потом самим же будет легче жить. Когда мы знаем, что в любое время к любому учителю на урок может прийти глава республики – это нас обязывает.

– Вы же первый учитель из Чечни, вошедшая в пятерку победителей. Как будут реагировать на победу на вашей родине?

– Вы даже не представляете себе, как высоко у нас поставлен учитель. Когда я здесь слышу, как жалуются учителя на то, что у них в регионе упал престиж профессии, у меня это вызывает недоумение. У нас уважают человека образованного. И вообще, как можно не уважать того, кому ты доверяешь учить своих детей. Что же это тогда получается!


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Яблоко" отмечает 1000 дней спецоперации

"Яблоко" отмечает 1000 дней спецоперации

Дарья Гармоненко

Партия Явлинского напомнит о своей политической борьбе за мир

0
536
Надеждин идет в народ поговорить о бюджетах

Надеждин идет в народ поговорить о бюджетах

Дарья Гармоненко

Со сбора подписей за социальное государство начнется серия новых оппозиционных проектов

0
456
У каждого второго микрозаемщика уже есть долг перед банком

У каждого второго микрозаемщика уже есть долг перед банком

Анастасия Башкатова

ЦБ указал на социальную функцию быстрых кредитов до получки

0
523
Судьям прибавят зарплату за "выгорание на работе"

Судьям прибавят зарплату за "выгорание на работе"

Екатерина Трифонова

Число действующих служителей Фемиды скоро сравняется с количеством отставников

0
468

Другие новости